Транспортная группа FESCO отмечает свой 144-й день рождения. История компании началась в далеком 1880 году, когда пароход «Москва», принадлежавший судоходному обществу «Добровольный флот», впервые пришел во Владивосток, положив таким образом начало регулярному морскому сообщению между европейской частью России и Дальним Востоком.
Именно общество «Добровольный флот» стало прародителем сначала Дальневосточного морского пароходства, а позже всей Транспортной группы FESCO. Собственно, добровольным флот был назван благодаря народным пожертвованиям, на которые были приобретены первые суда. Ими стали купленные на немецких верфях пароходы «Россия», «Москва», «Петербург», «Нижний Новгород». Этим грузопассажирским пароходам предстояло связать противоположные концы Российской империи. В те времена, когда Транссибирской магистрали еще не было, путь от Центральной России до берегов Тихого океана мог занимать несколько месяцев.
Три первых
В истории компании есть три первых судна. Пароход «Нижний Новгород» в 1879 году совершил пробный рейс на Дальний Восток. 7 июня 1879 г. под военным флагом он вышел из Одессы на Сахалин с 569 ссыльнокаторжными, конвоем и 730 тоннами груза. На обратном пути судно зашло во Владивосток, где приняло на борт первых 6 пассажиров до европейской России.
Уже в следующем, 1880 году самый быстрый из пароходов Добровольного флота «Москва» отправился в первый коммерческий рейс. К первой отправке грузов 16 московских и одесских торговых фирм предложили более 60 тысяч пудов грузов, главным образом промышленных и продовольственных товаров. Переход занял всего полтора месяца и показал, что связь Центральной России с ее далекой окраиной может быть гораздо быстрее. На обратный рейс Добровольный флот решили зафрахтовать шесть московских торговых фирм. Они хотели получить ходовой товар – чай, причем первого сбора, не из рук английских купцов, а непосредственно из Китая, из провинции Ханькоу. С тем чтобы он успел попасть на Нижегородскую ярмарку.
В этом же 1880 году уже вторым рейсом на Дальний Восток пришел пароход «Владивосток», ставший пятым по счету судном Добровольного флота и первым, получившим приписку в порту Владивосток. Первым командиром парохода стал капитан-лейтенант П. Воронов. Общая численность команды насчитывала 33 человека. В Одессе на пароход было погружено 532 тонны груза, и 5 апреля «Владивосток» вслед за «Москвой» отправился на Тихий океан. В конце мая пароход зашел в Дуэ. Пополнив здесь запаса угля, пароход 17 июня доставил груз в Николаевск-на-Амуре. 24 июня «Владивосток» прибыл к новому месту приписки. В первый же год «Владивосток» приступил к доставке продукции с Сахалина и Камчатки на материк, тем самым дав старт регулярным каботажным перевозкам на Дальнем Востоке.
Заселение Дальнего Востока
Помимо организации товаро-пассажирского сообщения с помощью судов Доброфлота правительство решало и другую очень важную государственную задачу – переселение тысяч крестьян из Малороссии и Центральной России на дальневосточную окраину. Первоначально пытались расселять в этих местах ссыльнокаторжных преступников и уволенных в запас нижних чинов, но из этого ничего не получилось. После предприняли попытку решить этот вопрос переселением крестьян сухим путем, но такой вариант был весьма долгим и накладным для государственной казны. И только с организацией рейсов Добровольного флота дело наконец стало налаживаться. И уже с 1883 года на пароходах общества Добровольного флота началась систематическая перевозка тысяч переселенческих семей из центральных и южных губерний России и Малороссии на ждущие хозяйственного освоения плодородные земли Приморья и Приамурья.
В дни войны
Дальнейшая история компании – это история страны. Во время русско-японской войны часть пароходов занималась обеспечением войск, часть была переоборудована в госпитальные суда. Во время Первой мировой войны именно пароходы Добровольного флота перевезли в Россию через Тихий океан основную массу союзнических грузов. Гражданская война в Приморье рассеяла по свету суда, собирать которые пришлось уже руководителям советского Добровольного флота, ставшего позже хорошо знакомым каждому приморцу Дальневосточным морским пароходством. Во время Великой Отечественной войны суда ДВМП перевезли половину всех грузов, направленных в СССР по программе ленд-лиза.
Под знаком FESCO
Бренд FESCO появился в 1965 году. Тогда же, в советское время, Дальневосточное морское пароходство стало всемирно известным. В 70-80-е годы его сотрудниками были примерно 70 тысяч человек, из которых плавсостав – около 20 тысяч. В это время морской транспорт СССР превратился в один из главных источников валютных поступлений для государства, а ДВМП находилось в лидерах по объемам перевозок грузов иностранных фрахтователей и чистой валютной выручки.
Именно тогда начали работу внешнеторговые линии FESCO, создавшие пароходству надежную репутацию безупречного перевозчика. Часть тех линий ушла в прошлое, уступив на рубеже XX–XXI веков место другим, ориентированным на быстрорастущие экономики Китая, Республики Корея, стран Юго-Восточной Азии. Сегодня в этих странах отлично знают флаг и эмблему FESCO.
Кроме того, на суда компании была возложена миссия по доставке грузов в отдаленные точки региона – на Сахалин и Курилы, на Камчатку и Чукотку, в Магадан и восточный сектор Арктики, где альтернативы морскому транспорту просто нет.
Большая транспортно-логистическая
В XXI веке на базе Дальневосточного морского пароходства сформировалась Транспортная группа FESCO, включающая в себя не только морской, но и портовый, линейно-логистический бизнес, объединяющий самый широкий спектр транспортных услуг.
Сегодня приоритет FESCO – развитие интермодальных контейнерных перевозок с фокусом на Дальний Восток, а также расширение географии сухопутных внутрироссийских и международных регулярных сервисов. Компания активно развивает 3PL-логистику, предполагающую перевозки «от двери до двери». С 2017 года FESCO занимается логистикой для крупных строительных проектов. Флот FESCO сегодня насчитывает более 30 судов, которые преимущественно осуществляют перевозки на собственных морских линиях.
Руководство и многотысячный коллектив Транспортной группы FESCO в день рождения компании с оптимизмом смотрят в будущее, ведь, как и почти 145 лет, важность их работы для Дальнего Востока и всей России трудно переоценить. И, как говорил директор ДВМП Виктор Миськов, компания будет жить и развиваться, пока не высохнет Тихий океан.