Поститься по строгому уставу, не шутить, не смеяться, внимательно читать состав продуктов и готовиться к самому худшему – все же знают, что в пост дела идут хуже некуда. Эти и другие заблуждения гуляют в народе о Великом посте. Но еще больше мифов относительно слов из Священного Писания. Иерей Глеб Журавлев, настоятель храма архангела Михаила (пос. Сибирцево), решил их развеять специально для PRIMPRESS:
– «Каков поп, таков приход» – гласит русская народная пословица, и она в прямом смысле отражает действительность, связанную с деятельностью священнослужителей.
Храм Божий может отличаться размерами, убранством и местом, но атмосферу в нем создают люди, первый из них – настоятель (священник, отвечающий за этот приход), а потом все остальные члены общины.
В условиях деревни с немногочисленным населением и паствой численностью 300 человек храм может быть ничуть не хуже городского. Но условия, в которых служит священник, по понятным причинам отличаются. Однако добрый пастырь принимает любые испытания и трудности как мудрость, которую Отец Небесный дает ему в качестве опыта.
Следует заметить, что священник – обычный грешный человек из крови плоти со своими человеческими проблемами, радостями и печалями. У него может меняться настроение, он подвержен болезням, он, как любой из вас, может впасть в уныние. Разница в том, что добросовестный священник по призванию своему ставит в приоритет те задачи, которые выбрал исполнять в этой жизни, – нести людям свет Божий, добро, истинную веру. Не место красит человека, а человек – место. И куда бы его не занесло судьбой, он таковым добросовестным и останется.
Многих интересует материальная сторона работы священнослужителей.
В крупных храмах со священниками заключается трудовой договор – варианты здесь самые разные. В среднем зарплата священников – не выше среднестатистических окладов на предприятиях. Ставки у каждого храма разные.
Существует еще и такое понятие, как «треба», когда людям требуется в индивидуальном порядке покрестить, отпеть, освятить и так далее. Требы в материальном плане являются внеплановым и негарантированным доходом священника.
У настоятеля храма есть обязательная статья расходов, которую он должен закрывать ежемесячно. Остатки в случае наличия таковых он имеет право потратить по своему усмотрению. В этой связи чем больше средств привлечет храм, тем выше шансы на личные расходы.
Это схоже с бизнесом: включается некий маркетинг, создаются инфоповоды для привлечения людей и так далее.
Финансовая часть храма зависит от многих факторов и формируется по-разному. Большинство православных храмов содержатся на пожертвования прихожан, причем в России это дело добровольное, в то время как, например, за границей «налог на веру» – обязательный, наряду с другими налоговыми отчислениями, и он является одним из самых древних в мире. Сегодня церковный налог в разных формах платят в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Испании, Дании, Швеции, Финляндии.
В России в храмах принято располагать специальный ящик для добровольных пожертвований. Если на нем указана цель сбора денежных средств, например «на строительство часовни», в этом случае можно и нужно контролировать проект при помощи получения информации, которая указана на данном ящике. Это целевые деньги и должны быть использованы по назначению.
У некоторых священнослужителей существует практика ставить рядом с собой ящик для пожертвований во время исповеди. Скажу честно: ни я, ни мои коллеги такие действия не приветствуем. Менталитет русского народа сам по себе не нуждается в лишнем напоминании о жертвенности и милосердии, наши люди очень отзывчивы и неравнодушны на добрые дела.
Маленькие храмы, неспособные выжить самостоятельно, приписываются к большему храму, средства которого распределяет настоятель. Многим требуется спонсорская поддержка в виде пожертвований от частных хозяйствующих субъектов – предпринимателей, например. Нередко храмы заходят в грантовые программы от государства, что также способствует их развитию.
Ключевая задача настоятеля, если говорить о распределении денег, сделать так, чтобы его храм развивался, чтобы в нем было красиво и к людям относились с уважением, тогда будет хорошо. Не может Дом Божий представлять собой нищенскую халупу, не имеющую хотя бы минимального убранства, а если все так, значит, кто-то плохо выполняет свои обязанности.
Обычно те священники, которых я знаю, в первую очередь тратят деньги прихода на нужды храма, а оставшуюся сумму разделяют: часть оставляют на семейные расходы, часть отдают на развитие прихода.
Священник нередко позиционируется людьми как истина в последней инстанции. Это неправильно, это нужно исправлять, но все равно доверие священнику значительно, за ним идут, его советы выполняют. В этой связи ответственность священника очень высока, и нужно хорошо осознавать, кому ты собираешься помочь и как в этой связи трактовать Священное Писание.
Например, слова Христа «Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую» должны быть поняты и приняты с оглядкой на то духовное состояние человека, в котором он сейчас находится, в начале ли он своего пути, не поймет ли он эти слова так, чтобы, прикрываясь ими, стать трусом и забитой жертвой на всю жизнь.
Здесь речь идет о человеческом достоинстве, о том, что не стоит выдавать агрессию на агрессию, что нужно учиться создавать мир внутри себя. Не стоит придавать значение словам недоброжелателей, если занимаешься правильным делом.
Гордыня в Библии указана как один из тяжких смертных грехов. Но обратимся к словам Христа, который сказал: «Не будьте рабами человеков». Это значит, что, сохраняя чувство человеческого достоинства, мы не должны культивировать в себе рабское состояние. Есть понятная пословица: «Не бойся никого, кроме Бога одного» – она четко характеризует это состояние. Нужно найти такой баланс, при котором никакие оскорбления не трогают, ведь нет смысла оправдываться перед тем, кто тебя ненавидит просто потому, что ты русский, православный, честный, порядочный.
Приведу пример: однажды в трактир в Петербурге пришел офицер и прилюдно плюнул в портрет императора, нанеся тем самым смертельное оскорбление всей императорской семье. За это ему грозило страшное наказание, офицера взяли под стражу. Однако император, узнав о происшествии, сказал: «Передайте ему, что я тоже на него плюю. И отпустите».
Хочется развеять еще один миф, касающийся одной из самых главных добродетелей в жизни христианина – смирения. Многие люди понимают под смирением безвольную необходимость терпеть издевательства окружающих, полагая, что такая жертвенность приближает их к Богу. Это не так. Да, Бог терпел и нам велел, но терпение здесь имеет разные мотивы и цель. Бог терпел издевательства тех же фарисеев и стражников, но указывал, что это беззаконие, будучи закованным в путы, вопрошал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?»
А мы культивируем в себе стокгольмский синдром или еще что похуже, например образ жертвы, в тайне гордясь своими муками, часто жалуемся окружающим, но ничего не делаем, чтобы прекратить мучения. Это не христианское поведение. Напротив, поддавшись на манипулятивные тактики, человек очень быстро может оскотиниться. Те, кто выбрал путь псевдосамопожертвования, удаляются от Бога.
Главная задача священника – донести веру людям путем личного исполнения дел веры, любовью и правдой, которую исполняешь ты, а не только о ней говоришь. Базовый принцип здесь «не навреди»! Как-то Христос сказал о фарисеях, что те «сами пальцем не хотят пошевелить, а на людей накладывают бремена неудобоносимые». Более того, никто же не заставит маленького ребенка выполнять непосильную работу, с которой тот не справится из-за его слабого физического развития.
Но в нашей жизни подобное случается, когда священнослужитель дает страждущему человеку непосильные для практического выполнения советы без учета его состояния в данной конкретной точке жизни.
Священник долен уметь вникать в человека и понимать, в какой ситуации тот в настоящее время находится, а не просто говорить правильные цитаты из Библии или святых отцов.
Настоящее, самое правильное предназначение священника – не загораживать Истину и Любовь Божию своей фигурой.