В России разработан план мероприятий по продвижению и популяризации российской рыбной продукции. Об этом заявил глава Росрыболовства Илья Шестаков в ходе отчетного мероприятия ведомства в Общественной палате РФ.
«Потребление рыбной продукции зависит, конечно, не только от роста рыболовства. У нас есть поручение президента по повышению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции. Сейчас разработан соответствующий план мероприятий по продвижению и популяризации российской рыбной продукции. Будем его реализовывать», – сказал Шестаков.
По его словам, принято решение о создании автономной некоммерческой организации, которая будет заниматься продвижением на первом этапе.
«Взносы сделают наши ФГБУ из внебюджетных источников. Будем говорить с рыбаками, привлекать их – это должна быть совместная работа. Создадим наблюдательный совет, чтобы работа по продвижению была поддержана рыбацким сообществом, крупными компаниями и мы могли ее достаточно грамотно и правильно провести», – добавил Шестаков.
В России потребление рыбы упало до уровня 60-х годов XX века – ежегодно россияне съедают порядка 12-14 кг рыбы при рекомендуемой Минздравом норме в 28 кг. Потому что рыба считается незаменимой частью рациона: в ней содержатся полноценные легкоусвояемые белки, ценнейший жир, полиненасыщенные жирные кислоты омега-3 и омега-6, фосфор, йод, кальций, железо, магний, селен, цинк, витамины A, D, E, РР, группы В.
Печальная ситуация сложилась из-за того, что компаниям выгоднее направлять рыбу на экспорт, пояснял ранее руководитель Информационного агентства по рыболовству Александр Савельев. «К сожалению, больше половины того, что мы вылавливаем, вывозят на экспорт, потому что компании получают с этого больше денег и везти с Дальнего Востока в Китай, например, ближе. А завозят в Россию то, что вообще завозить нельзя, что нужно запретить завозить, – тилапию, пангасиус. Это рыба, которую выращивают в канавах Юго-Восточной Азии, и она стоит здесь по цене чугунного моста», – говорил аналитик.
Цены во многом объясняются желанием трейдеров приблизить их к общемировым, считает эксперт. При этом на международном рынке цена на товар, доходящий от рыбака до магазина, повышается в два-три раза за счет логистики и затрат на хранение. Российская рыба ценится во всем мире за счет набора жиров и аминокислот, такого товара нет больше нигде, убежден специалист. «И покупают ее задорого. Поэтому рыбакам ее выгоднее продать в тот же Китай», – заключил он.
Напомним, по данным Росрыболовства, в 2023 г. Россия экспортировала 2,2 млн тонн рыбной продукции, что на 12% превышает показатель предыдущего года. Ключевым покупателем российской рыбной продукции в 2023 г. был Китай – эта страна за год нарастила закупки в два раза, до 1,21 млн тонн.