Легко ли женщине сделать успешную карьеру во флоте, чем она отличается от работы на суше и с какими трудностями и курьезами приходится сталкиваться в процессе? Об этом рассказали на площадке международной выставки-форума «Россия» участницы публичной встречи«Профессионализм и лидерство: женщины морской отрасли». Она была организована в павильоне «Росатома»в рамках Всероссийского женского форума Транспортной группой FESCO, Музеем морского флота при участии ФГУП «Атомфлот».
Немного из истории вопроса. В 1897 году Комитет министров Российской империи допустил женщин до работы в Морском министерстве. На тот момент речь шла только о «береговых» должностях – работе с документами и бухгалтерией. Новый документ, касающийся работы женщин на флоте, появился в период работы Временного правительства. Летом 1917 года была организована первая морская женская команда. ПослеОктябрьской революции благодаря реформам образования женщины получили возможность осваивать новые профессии. Первой женщиной-капитаном дальнего плавания стала Анна Щетинина. В мемуарах она вспоминала, что на судоводительское отделение Владивостокского морского техникума ее зачислили только после беседы с начальником техникума, хотя формальных причин для отказа не было. В 1934 году она получила диплом капитана.
Слово тем, кто сегодня равняется на Анну Щетинину – самим участницам встречи.
Оксана Спивак, сменный капитан буксира «Добрыня» компании «FESCO Портофлот»: «Я всегда точно знала, что буду работать в море. Когда поступала учиться, то была не в курсе, что девушек берут на судовождение, и сдала документы на другой факультет. Утром в последний день приема документов я прибежала в комиссию и заново подала заявление. Затем сдала экзамен и только потом сообщила родителям – они были в шоке. Первые мои рейсы после учебы были по 11 месяцев без берега. Когда в первый раз попала на буксир, я буквально влюбилась. Буксир маленький, но мощный, живой, с душой.Он ставит огромные пароходы к причалам. Такой маленький помощник большого флота. У меня современный буксир ледового класса, замечательный экипаж, интересная работа. Любой моряк в душе всегда романтик. Если есть мечта – нужно к ней идти».
Евгения Николенко, капитан-механик:«Будучи ребенком, я увидела человека, который пришел к нам в школу и рассказывал о профессии капитана.Я подошла к этому человеку и спросила: «А могу ли я?» Дедушка в форме ответил: а давай попробуем. Я прошла с ним все этапы обучения, включая академию. Начала работу во флоте обычным матросом. Экипаж встретил меня, конечно, шутками, но мне было все это интересно. И я дослужилась до капитана. Если есть у женщины цель – надо к ней стремиться. Я больна своей профессией и очень горжусь ею».
Нина Вдовина, второй помощник капитана атомного ледокола «Арктика»: «После окончания колледжа я работала матросом и рулевым на речных пассажирских теплоходах. Но душа требовала моря, сердце мечтало об океанских просторах. Я поехала в Санкт-Петербург. Там во всех крюигах получила отказ. В половине мне с порога говорили: женщин в море не берем, в другой – что я не курсант «Макаровки» и у меня нет высшего образования. Раз я родилась женщиной, тогда буду решать вторую проблему. И поступила в университет им. адмирала Макарова. На четвертом курсе попала на практику в «Атомфлот» и поняла, что работа в Арктике необычайно интересна и красива, хоть и трудна. Все сложности меня не оттолкнули, наоборот, закалили. Самое главное – найти свой экипаж, который будет тебя поддерживать, и свое судно. Я нашла свой ледокол».
Юлия Базелюк, старший тальман Владивостокского морского торгового порта (входит в Группу FESCO):«Работа тальмана всегда проходит на улице, на ногах и заключается в приемке и отправке грузов. Моя задача – обойти каждый контейнер, осмотреть на предмет повреждений. Не каждый выдерживает такую работу. И в снег, и ветер, и пурга бывает. Мой рекорд – до 250 контейнеров в смену. Когда нужно быстро и качественно принять пароход, ставят меня. Часто дают стажеров. Стараюсь их скорее переводить к практической работе. Практика учит лучше всего. Бывает, что и убегают молодые. Причем девушки в этом плане более стойкие».
Ученик легендарной Анны Щетининой, капитан дальнего плавания, советник ЦС ВОИР Юрий Чашков предложил новую точку отсчета в истории покорения морских профессий женщинами: «Давайте с сегодняшнего дня считать, когда женщина станет капитаном атомного ледокола. На сегодняшний день их меньше, чем космонавтов. И среди них нет ни одной женщины, хотя в числе космонавтов есть. Скоро это наверняка случится. Тем более что старшие помощники капитанов на атомных ледоколах уже есть».
Что для этого нужно женщинам и в целом флоту, высказала инженер-конструктор Татьяна Алексеева, дочь советского кораблестроителя Ростислава Алексеева: «В водную стихию не приходят просто так. Это очень коварная вещь. Она может быть и штилевым спокойствием, и штормом. Надо во всех обстоятельствах выходить победителем. А наша конструкторская задача – обеспечить надежным хорошим транспортом, чтобы он не подводил в самых сложных условиях и всегда был женщинам в море большим помощником».