Выпускники ВВГУ часто попадают в число предпочтений крупнейших работодателей. У ректора ВВГУ доктора экономических наук, профессора Татьяны Терентьевой есть этому объяснение: «Работодателю нужен человек, который готов к новому, доводит дело до конца, проявляет инициативу, участвует в кооперации с другими и в итоге быстро осваивает нужные технологии. Вот такие люди – наши выпускники». Но одним образованием интересы Татьяны Терентьевой не ограничиваются. По ее мнению, российское образование в целом значительно лучше зарубежного, хотя у него есть определенные трудности, или вызовы. В интервью деловому еженедельнику «Конкурент» ректор рассуждает о том, как можно изменить образовательные процессы в России и не только.
– Татьяна Валерьевна, вы единственный на Дальнем Востоке ректор – доктор экономических наук в области бухучета и статистики. Что вам дает этот статус?
– Когда я работала над докторской диссертацией, у меня вдруг возникло желание быть не как все, потому что большинство моих коллег защищались по экономике. А бухгалтерский учет – это вроде бы и экономика, но в то же время отдельная отрасль, в которой докторов наук практически нет.
И когда мне предложили уйти в область бухгалтерского учета, я согласилась, хотя понимала, что это оттянет защиту диссертации на год. Впрочем, если говорить о сегодняшнем дне, то степень доктора наук, конечно, дает определенные профиты с точки зрения статуса, но именно бухгалтерский учет, аудит и статистика – нет, потому что я не занимаюсь наукой в чистом виде, а сосредоточена на администрировании. Совместить это сложно из-за отсутствия времени.
«Я трансформируюсь не под команду, а под задачу»
– Ректор – это должность чиновничья или в большей степени научная?
– Лет двадцать назад для меня это была научная должность. Помню время, когда я еще не руководила кафедрой, а только писала диссертацию и должность ректора занимал Геннадий Лазарев – доктор наук, профессор. Он был, скорее, хозяйственником, по этой причине некоторые ректоры других университетов относились к нему предвзято. Но время расставило все на свои места – мы видим, какие успехи совершил наш университет.
– Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать частью вашей команды?
– Однозначно амбициозный, целеустремленный, работоспособный и очень активный. Вот почему в топ-менеджменте нашего университета так много молодежи. Молодым людям еще очень многое хочется сделать, им важно движение вперед, они стараются слушать и слышать, хотят чего-то достичь и выделиться. Сейчас наша команда состоит именно из таких людей.
– Что помогает сплотить коллектив?
– Есть много инструментов для сплочения, например тимбилдинг. Нашей командой мы уже много лет ездим в совместные путешествия. Часто это дальние и довольно длительные поездки, иногда по две с половиной недели. Объездили Китай, путешествовали по Золотому кольцу, были в Узбекистане. Сейчас едем в Азербайджан, Грузию, Армению. Вместе замерзали на жутком холоде, изнывали на сильнейшей жаре, были покусаны насекомыми на Алтае. И могу сказать, что такие поездки дают просто превосходный результат. Задачи потом решаются совсем по-другому, когда возвращаешься в университет. На протяжении последних пяти лет наша команда практически не меняется. И в этом тоже есть успех.
– А вы сами трансформируетесь под команду?
– Я трансформируюсь не под команду, а под задачу.
Есть задача, поставленная министерством образования, губернатором, и, если для ее решения нужно что-то поменять в себе, я поменяю. Направлю на это весь свой ресурс.
«ВВГУ строго держится курса, который указывает рынок труда»
– Больше полутора лет назад в университете начался масштабный процесс ребрендинга. Как вы сегодня оцениваете его результаты?
– На самом деле этот процесс начался задолго до августа 2022 г., когда ВГУЭС стал ВВГУ, и, на мой взгляд, определенные результаты уже достигнуты. Новое название открыло новые возможности.
– Например?
– Мы запустили направления подготовки, которыми не занимались. Включая Инженерную школу, о чем сложно было говорить, называясь университетом экономики и сервиса. Теперь ВВГУ готовит специалистов в области строительства и архитектуры, нефтегазового дела. В сентябре ВВГУ начнет подготовку специалистов по эксплуатации и обслуживанию авиационной техники в Приморье.
Проект реализуется совместно с министерством профессионального образования Приморского края, Московским авиационным институтом (МАИ) и провайдером технического обслуживания и ремонта воздушных судов «Аэрофлот Техникс» (входит в группу «Аэрофлот»). Планируем также открыть и другие востребованные направления. Так что возможности для развития университет использует и будет использовать по максимуму.
– В одном из недавних своих выступлений вы говорили о том, что скоро едва ли не 50% специальностей в университете будут техническими – в сфере инженерных и информационных технологий. Не слишком ли резкий крен в другую сторону?
– Наоборот, на мой взгляд, сложился очень хороший баланс, потому что сегодня 50% в структуре подготовки нашего университета занимают технические специальности и 50% – гуманитарные. Думаю, такую структуру будем поддерживать и дальше.
– Пришлось ли сокращать для этого какие-то другие направления?
– Сокращать искусственно, конечно, не пришлось. Но есть направления подготовки, которые сегодня не очень востребованы, поэтому решение отказаться от них пришло само собой. Если на определенное направление не выделяют бюджетных мест и набор не подкрепляется внебюджетом, мы его закрываем. Но «резать по живому» пока не приходилось. При этом ВВГУ строго держится курса, который указывает рынок труда.
– Такие масштабные изменения требуют кадровой подпитки…
– Здесь мы идем по пути интеграции теории и практики, в том числе с точки зрения онлайн-обучения. Сейчас, например, ВВГУ заключил договор с университетом нефти и газа им. И. М. Губкина – его профессорско-преподавательский состав заходит к нам с селекционным практическим курсом в режиме онлайн в том случае, если офлайн какие-то дисциплины не закрыты. Привлекаем коллег из Москвы и Санкт-Петербурга. Учебный план полностью соответствует требованиям государственного стандарта, так что со всех сторон мы за качество реализации образовательного процесса, нам это очень важно.
– Кстати, об онлайн-образовании – некоторые ректоры в западной части страны уже заговорили об искусственном интеллекте…
– Пандемия стала мощным драйвером фундаментальных изменений на рынке образования, она сформулировала социальный запрос на интеграцию цифровых технологий в процесс обучения. Распространение искусственного интеллекта, изменение ландшафта рынка труда заставляет и университеты адаптироваться к новой реальности. Но насколько все должно быть подчинено данному процессу – вопрос. Все-таки для современного студента важна социализация в стенах вуза, личное и групповое общение, «броуновское движение» огромного кампуса и т. п.
Одно можно сказать с уверенностью – университет уже точно не будет прежним. Слишком много новых возможностей мы увидели за последние годы. Грех их не использовать.
– Вы перечислили такие новые направления образования, как инженерное дело и IT. Применительно к экономике Приморского края это логично и понятно, тем более это стоит в русле государственной политики. Но нефтегазовое дело? Ведь известно, что проект ВНХК под Находкой практически закрыт. Тогда какой смысл?
– Те студенты, которые обучаются по нефтегазовому направлению или уже выпускаются, без труда устраиваются на практику по своей специальности. Потому есть уверенность, что работу найдут все. Тем более что реальный сектор экономики растет, промышленность развивается, вопрос газификации края стоит достаточно остро, и крупные предприятия заходят в Приморье. И конечно, у нас огромная страна – можно трудоустроиться в других регионах, хотя я только за то, чтобы наши дети оставались жить и работать во Владивостоке, в Приморском крае.
– То есть дело за содержательным наполнением?
– Вот именно. Нужно понимать, что ВВГУ – все-таки классический университет с широким спектром направлений подготовки. Поэтому новые востребованные направления образования будут появляться, для этого ведется мониторинг отраслей, которые сейчас развиваются. И государство нас финансирует только под те отрасли, которые необходимы для экономики страны. Например, в ВВГУ в этом году начнет функционировать новый образовательный кластер по отрасли «Туризм и сфера услуг» в рамках федерального проекта «Профессионалитет» государственной программы «Развитие образования» с целью подготовки кадров под реальный запрос индустриальных партнеров.
– Другие вузы тоже не стоят на месте. Не получится, что на первый план выйдет количество студентов, а качество образования останется позади?
– Качество, количество – все важно. Поскольку у нас во многом внебюджетный набор, вряд ли к нам придет абитуриент за дипломом, если качество образования будет под вопросом.
Абитуриенты приходят на новые образовательные технологии, на тех спикеров, которые ведут у нас занятия, на проекты, которые мы сегодня формируем и реализуем в нашем университете, на ту молодежную политику, которую мы проводим, то есть на все то качественное содержание, которое у нас есть.
«Эти знания пригодятся каждому»
– Что вы ответите работодателям, которые постоянно критикуют вузы за «некомпетентных выпускников»?
– Когда я оканчивала университет и пришла на предприятие, мне сказали: забудь все, а делай вот так. Но тогда система образования была выстроена определенно: мы пять лет учили теорию, а потом три года отрабатывали практические навыки в той или иной организации. И каждый студент знал, что его ждет. В 90-е все изменилось, как вы знаете. Естественно, возникли вопросы к выпускникам, к вузам.
Понимая это, некоторые вузы стали внедрять практико-ориентированную модель. Это важнейшее направление развития всей системы высшего образования. Для экономики важно, чтобы специалист сразу после студенческой скамьи мог активно влиться в работу и решать производственные задачи. И я горжусь тем, что ВВГУ практически стоял у истоков данного направления. Хотя это было сложно сделать, ведь пришлось доказывать, что мы не выходим за рамки федеральных стандартов. Но сегодня у нас студенты чуть ли не по восемь месяцев проходят стажировку на предприятиях, более того, сами работодатели заблаговременно оставляют нам заявки для привлечения студентов на практику. Это говорит о многом.
– Вы упомянули федеральный стандарт. Последний год много говорится о том, что пора уходить от Болонской системы. Фактически этот процесс уже начался – даже есть поручение президента…
– Присоединение России к Болонскому процессу предполагало интеграцию наших вузов в общеевропейское пространство, упрощение признания дипломов, повышение гибкости учебных программ. Но к нам, в Россию, из всех требований Болонской системы пришла только двухуровневая система образования, разделенная на бакалавриат и магистратуру. А на содержание нашего образования никак не влияла. Система на самом деле задавала лишь рамку каких-то единых систем оценки, не более.
Я не знаю, что содержательно поменяется в соответствии с поручением президента. Но уверена, что по-прежнему во главе угла будет прежде всего востребованность тех или иных специалистов на рынке. Исходя из этого и будет меняться подход к подготовке студентов.
– Нельзя не спросить про санкции, которые постоянно вводят против нашей страны. На образовании они как-то сказываются?
– Мы частично потеряли программы двойных дипломов, которые позволяли получить специальность в двух вузах одновременно. Наш университет реализовывал их совместно с вузами Японии и Южной Кореи. Но мы к этому отнеслись достаточно спокойно.
А в целом не могу назвать каких-то глобальных проблем, связанных с санкциями. Ушли одни программы – заменили их на другие. К нам приезжают учиться студенты из 30 стран, причем впервые появились ребята из Египта, Мексики. Всего порядка 500 таких студентов, и в большинстве своем они уже довольно хорошо говорят на русском языке, так как до этого уже поучились в каких-то русскоязычных странах ближнего зарубежья.
– Мы с вами говорили о структуре университета, которая меняется, как живой организм. И при этом не затронули одно из самых актуальных направлений – моду. Учитывая успехи ВВГУ как площадки для креативных и модных индустрий, университет что-то зарабатывает на этом?
– Все наши институты зарабатывают. Считаю, если институт помимо образовательного процесса не предлагает продукта, который можно коммерциализировать, качественно обучить студента он в принципе не способен, так как все выпускники потом выходят на рынок труда и начинают зарабатывать деньги. Недаром наш Институт креативных индустрий сегодня признан лидером в своей сфере, и мы проводим все масштабные мероприятия, связанные с модной индустрией в крае.
Сейчас российские бренды выходят на топовые позиции, появляется очень много новых российских производителей. Недавно ВВГУ проводил дизайнерский хакатон креативных индустрий «Марки. Символы Приморья», объединивший все региональные модные бренды, и я поразилась, насколько у нас развита эта отрасль. Индустрия моды шагнула далеко вперед. Думаю, этот процесс будет только набирать обороты.
К слову, о коммерциализации. По результатам недавнего исследовательского проекта группой «Интерфакс», посвященного реализации предпринимательских образовательных программ, ВВГУ занял 11-е место, опередив ряд известных российских вузов. В том числе такие признанные лидеры, как Казанский федеральный университет и Высшая школа экономики. Все почему? Потому что вуз стал одним из первых, кто взялся реализовать собственную концепцию развития инноваций и предпринимательства. Сегодня мы делаем ставку на проектное обучение, систему стартап-дипломов. Стараемся, чтобы как можно больше наших ребят освоили предпринимательские компетенции. В проектную деятельность в течение учебного года вовлечены порядка 2000 студентов. Понятно, что не все станут предпринимателями, но эти знания наряду с гибкими навыками, умением работать в команде пригодятся каждому.
– Татьяна Валерьевна, говорят, для ВВГУ 2024 год станет годом большой стройки. Поделитесь планами.
– Для обучения студентов кластера «Туризм и сфера услуг» будет отремонтировано 3 тыс. кв. м учебных и производственных помещений на ул. Добровольского, 20 и в главном корпусе на ул. Гоголя. Совместно с ведущими рестораторами Владивостока создадим учебный ресторан в здании бизнес-инкубатора (Добровольского, 20). Он будет использоваться для проведения практических занятий и организации мероприятий.
Также ВВГУ взялся реализовать еще один масштабный проект – превратить в территорию комфорта новый корпус университета на пр. Красного Знамени, 66. В течение 2023 г. в здании шли ремонтные работы, объем очень большой. Университетом подана заявка на субсидию от Минобрнауки РФ на сумму 370 млн рублей – основу проведения реконструкции. В этом здании разместим научно-учебные лаборатории Инженерной школы.
БЛИЦ
– Чему бы вы еще хотели научиться?
– Хотелось бы посвятить больше времени изучению иностранных языков.
– Несколько лет назад вам задавали вопрос про срок годности ректора, о том, существует ли износ человека, который работает на такой должности. Как бы вы ответили на него сейчас?
– Согласно законодательству, ректор может находиться на посту не больше пятнадцати лет, или три срока. Дальше может быть позиция научного руководителя, президента университета, можно работать на кафедре и передавать свой теоретический и практический опыт студентам и аспирантам.
– Ваш любимый фильм?
– Старые фильмы 60–70-х годов. Недавно посмотрела хороший фильм с глубоким значением и закрученным сюжетом про красивых сильных женщин…
– Значит, вас привлекает образ сильной женщины? Чем?
– Для меня это какое-то жизненное утверждение, потому что сейчас такое время, когда весь мир признает женское лидерство. И это не вопрос матриархата или патриархата, а именно признание того, что в женщине тоже есть лидерские качества.
– Любимое место во Владивостоке?
– Конкретного любимого места не назову, но стараюсь быть там, где есть простор для созерцания. Большую часть времени мы находимся в ограниченном пространстве – на работе, в машине. И совсем другое ощущение, когда есть перспектива. Поэтому я купила квартиру на двадцатом этаже: это просто наслаждение – утром встречать восход солнца и пить кофе. И мне нравится везде, где есть море и, конечно, присутствует близкая мне эстетика.