Из года в год любители зимней рыбалки во Владивостоке устремляются на лед. Туда они чаще всего не выходят, а выезжают на автомобиле. Не смущают рыбаков ни предупреждения служб МЧС, ни законы физики, ни ставшие ежедневной традицией новости о терпящих бедствие на льду рыбаках и их автомобилях.
Поскольку многочисленные предупреждения не работают, в доказательство тому рыбаки выезжают на лед в акваторию каждые выходные, PRIMPRESS решил собрать памятку о том, что делать, если лед под весом авто провалился. В подготовке материала принимали активное участие специалисты МЧС.
1. Перво-наперво постарайтесь не паниковать. Как правило, при проваливании под лед машина может некоторое время держаться на плаву благодаря воздуху в салоне автомобиля. Этого времени вам должно хватить для безопасной эвакуации с вашего «Титаника».
2. Ни в коем случае не пытайтесь покинуть автомобиль, открыв дверь, потому что, как только это произойдет, салон очень быстро начнет заполняться водой и машина тотчас пойдет ко дну, не оставляя вам шансов на безопасную эвакуацию. Откройте окно и вылезьте через него из тонущего авто.
«Помните, что, если у вас электропривод подъемника окон, времени будет от силы пара минут, пока питание аккумулятора не пропадет», – рассказал начальник пресс-службы ГУ МЧС РФ по ПК Михаил Исаметов.
3. Если вы не успели забрать с собой ценные вещи из салона или же не смогли вспомнить об этом сразу из-за такой далеко не каждодневной экстремальной ситуации, например документы, деньги или телефон, не пытайтесь вернуться в машину – рискуете забыть там еще и свою жизнь.
Предположим, что-то пошло не так и ваш автомобиль вопреки статистике резко стал тонуть. Алгоритм первоначальных действий тот же самый. Не пытайтесь открыть дверь, все равно не получится из-за разницы давления внутри и снаружи автомобиля – законы физики будут не на вашей стороне. Первым делом снимайте с себя куртку: если будете спасаться в ней – пойдете ко дну, когда она намокнет.
4. Итак, вы скинули с себя куртку, теперь вам надо открыть либо разбить окно, предварительно ухватившись за руль покрепче или, если вы пассажир, за пассажирскую ручку. Нужно это для того, чтобы вас не снесло вглубь салона стремительным потоком воды, в противном случае вы, вероятнее всего, будете дезориентированы, и риск утонуть значительно увеличится.
Если по какой-либо причине вы не смогли выбраться через окно, у вас будет шанс выбраться из автомобиля, открыв дверь, но это станет возможным, только когда салон заполнится водой. Тут счет будет идти на доли секунд, чтобы сделать последний перед эвакуацией вдох, выплыть из салона и, самое сложное, найти полынью, через которую вы провалились.
5. Если вы после покидания салона автомобиля были дезориентированы в пространстве и не понимаете, где верх, а где низ, вам подскажут пузырьки воздуха - они будут всплывать наверх.
Постарайтесь сразу разглядеть полынью. Даже несмотря на то, что в воде подо льдом очень темно, особенно если лед покрыт снегом, место, где вы провалились, будет светлее остальных.
6. Не расслабляйтесь после того, как вынырнули. Вам еще предстоит выбраться на лед, а сделать это не так просто. Чтобы выбраться на поверхность, необходимо опереться на кромку локтями и резким движением, помогая ногами, вытолкнуться как можно дальше от «проруби».
7. Когда вы выберетесь на лед, помните: нельзя сразу вставать и идти. Лед возле пролома, скорее всего, будет хрупким, и, когда вы встанете, площадь давления на ледяную поверхность уменьшится, а давление, соответственно, увеличится, и вы снова окажетесь в ледяной воде. Чтобы этого не произошло, несколько метров проползите по-пластунски, затем можно аккуратно встать. Снимите одежду и максимально, насколько это возможно, выжмите ее. Уходите по тому же пути, как и ехали на машине, – там лед должен быть достаточно прочным. И не мешкайте, у вас будет очень мало времени, чтобы добраться до тепла.
PRIMPRESS и сотрудники МЧС напоминают, что первое правило безопасной рыбалки состоит в том, чтобы не выходить и тем более не выезжать на неокрепший либо тающий лед залива.