Жители Владивостока считают, что самые красивые виды на город и море открываются с сопок и крыш многоэтажек. Однако так говорят только те, кто ни разу не поднимался на портальный кран во Владивостокском морском торговом порту (ВМТП). Корр. PRIMPRESS преодолел 248 ступеней и пообщался с докерами ВМТП, ежедневно работающими на высоте нескольких десятков метров.
Работать крановщикам приходится в любую погоду, не считая дней, когда на море бушует шторм или дует шквалистый ветер. Тогда даже подниматься на кран опасно. В остальное время от любых капризов сурового приморского климата докеров защищает большая, уютная и светлая кабина, в которой даже пол прозрачный, он, как и стены, сделан из закаленного бронестекла. Из кабины крановщикам видно все, что творится вокруг.
Огромным контейнерным перегружателем (которых в порту 50 штук) управляет один человек. Докер-механизатор контейнерного терминала ВМТП Юрий Степанов уже более восьми лет каждую рабочую смену проводит на высоте 45 метров.
«К виду вокруг я уже привык, но хорошо помню и первые ощущения от работы на «высоте». Отсюда видно весь залив и бухту Золотой Рог. А внизу много интересного... Бывает, котики морские приплывают и другие млекопитающие, заходили как-то даже косатки. Из окна своей кабины наблюдал, как строятся оба моста. Вижу все корабли и суда, заходящие в порт. Это лучший вид на город, так что профессия моя даже романтичная, художественная», – говорит Юрий Степанов.
Те, кто раньше работал на кране, но «спустился на землю», очень скучают по пейзажам, которые открываются из кабины. Сейчас Андрей Олешкевич – бригадир ВМТП. Руководить целой бригадой – работа ответственная и интересная, но и свое крановщицкое прошлое Андрей вспоминает с теплотой, ведь только находясь на кране, получаешь уникальную возможность наблюдать Владивосток с необычного ракурса не только при свете дня, но и под покровом ночи.
«Можно смело сказать, что работаем мы от рассвета и до заката, жизнь в порту кипит круглосуточно. Крановщики дежурной бригады приходят на работу в восемь утра, когда либо светает, либо еще темно, и уходят в восемь вечера, когда солнце уже садится. После них заступает на 12-часовую смену другая бригада. Почти все новички стремятся в первые рабочие дни сделать селфи в кабине крана на рассвете или закате, когда Золотой Рог действительно становится золотым», – рассказывает Андрей Олешкевич.
Но, конечно, сотрудники порта отнюдь не просто сидят в кабинах кранов и погрузчиков, постоянно глядя на море. Работа в бригаде тяжелая и требует большой выносливости, как физической, так и эмоциональной. Сложнее всего тем, кто выходит работать в ночную смену. Для того чтобы выполнять погрузку и разгрузку судов в это время суток, нужно в первую очередь хорошо выспаться.
«Ночные смены у нас – экстремальный вид работы, во время которой необходимо быть вдвойне сконцентрированным. Первое время организм ужасно хочет спать. Хотя за 16 лет работы в ВМТП у меня к ночным сменам уже выработался «иммунитет», сонливости я не чувствую», – делится Андрей Олешкевич.
К счастью, работа у докеров посменная, и после тяжелого трудового дня можно хорошо отоспаться и отдохнуть. У такого графика есть существенный минус: рабочая смена может выпасть на праздничные или выходные дни.
«Наши семьи уже привыкли к сменному графику отцов и мужей. Когда рабочая смена выпадает на праздники, мои родные понимают, что это необходимость. Вопросов других быть не может», – с улыбкой сообщил бригадир.
В порту работать престижно – недаром его называют транспортными воротами между Азией и Европой. Многие молодые люди приходят в порт, чтобы работать именно на кране – хотят сменить привычную обстановку. Увы, не у всех получается, не каждый справляется со своими страхами, приходится переходить на «земную» работу.
«Каждый работник в бригаде проходит обучение в нашем учебном центре, получает допуск к технике, повышает квалификацию. Но во время обучения люди отсеиваются. Бывает, что ученик хочет работать на кране и говорит, что высоты не боится, а потом выясняется обратное. Тогда его отправляют учиться на другой вид техники. Женщин в нашей бригаде нет, но достаточно много представительниц прекрасного пола работают тальманами в порту. У докеров же работа по-настоящему суровая, мужская», – объясняет Андрей Олешкевич.
Справка
Докер (от англ. docker) – осуществляет погрузку, выгрузку и перегрузку всех видов грузов в суда, вагоны, автомобили и другой подвижной состав с применением различных видов техники, механизмов и приспособлений. На сегодняшний день во Владивостокском морском торговом порту работают более 600 докеров.
Тальман (от англ. tallyman) контролирует погрузку и выгрузку, прием и сдачу грузов. Осуществляет контроль за соблюдением правил погрузки, выгрузки и сохранности грузов в процессе работ. На причалах ВМТП работают 140 тальманов.
2017 год для ВМТП юбилейный, предприятию осенью исполнится 120 лет, и планы у руководства оптимистичные, работы всем докерам хватит. В ближайшее время ВМТП планирует увеличить объем перевалки грузов, а уже к знаменательной дате порт планирует достичь новых рекордов в скорости и эффективности.
ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (входит в транспортную группу FESCO) - одна из крупнейших стивидорных компаний на Дальнем Востоке России. ВМТП предоставляет услуги по перевалке контейнерных, генеральных, навалочных, Rо-Rо-грузов. Ежегодная пропускная способность порта достигает 3,9 млн тонн генеральных грузов и нефтепродуктов, 150 тыс. единиц автомобилей и колесной техники и свыше 600 тыс. TEU контейнерных грузов.
Производственные мощности Владивостокского морского торгового порта расположены на 15 причалах порта Владивосток. Общая протяженность причалов превышает четыре километра. Компания входит в число крупнейших универсальных портов российского Дальнего Востока.