Владивостокская агломерация де-юре проработала уже два года и за этот срок получила противоречивые отзывы ученых, чиновников и предпринимателей, сообщает деловой еженедельник «Конкурент». Часть из них уверены, что объединение муниципалитетов осложняет жизнь получателям земельных участков, часть считают, что экономика получила дополнительный стимул. Что же происходит на самом деле?
Соглашение о создании Владивостокской агломерации было подписано по инициативе глав четырех соседних муниципалитетов: Владивостокского и Артемовского городских округов, Надеждинского и Шкотовского муниципальных районов в октябре 2014 г. Со стороны администрации Приморского края соглашение подписал губернатор Владимир Миклушевский. Агломерация создавалась в целях комплексного развития территорий мунобразований и повышения качества жизни населения, на них проживающего. В том числе с возможностью привлечения средств муниципальных, краевого и федерального бюджетов.
Заксобранием Приморья был принят закон «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края», который вступил в силу 1 января 2015 г. В результате полномочия муниципалитетов в сферах градостроительной, рекламной деятельности, земельных отношений, благоустройства перешли к органам государственной власти края. Передача была направлена на формирование «единой политики управления, развитие транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, создание и развитие Владивостокской агломерации».
В администрации края в 2015 г. был разработан и утвержден план мероприятий («Дорожная карта») «Развитие Владивостокской агломерации». Документ предполагает выработку и соблюдение общей политики в градостроительной деятельности по вопросам разработки, утверждения документации по территориальному планированию, нормативам градостроительного проектирования.
По ходу функционирования агломерации выяснилось, что самые большие проблемы связаны с перераспределением на уровень департамента земельных и имущественных отношений администрации края полномочий по предоставлению участков земли. Если для Владивостока они были переданы на краевой уровень еще в 2007 г., то в остальных муниципалитетах данное новшество не всем понравилось. И сейчас в неофициальных беседах муниципальные чиновники отзываются нелестно об изменениях, которые принесла агломерация («Землю почти невозможно оформлять, что там говорить»). Ситуация несколько улучшилась после создания специализированного Центра развития территорий, который совместно с региональными департаментами осуществляет работу по подготовке и выдаче градостроительных планов, предоставлению земельных участков, проведению торгов и другие мероприятия. К тому же сегодня на территориях работают МФЦ, куда можно подать заявку на выделение земли.
Действует также управление землями и имуществом на территории Приморского края, выполняющее геодезические и кадастровые работы на земельных участках населенных пунктов в составе Владивостокской агломерации. Была упорядочена работа по размещению рекламных конструкций в муниципалитетах, входящих в состав агломерации. В июне 2016 г. депутаты ЗС ПК приняли решение продлить существование агломерации на срок полномочий депутатов Законодательного собрания нынешнего шестого созыва, то есть еще на пять лет. Интересно, что уже осенью Верховный суд своим решением отметил ряд положений краевого закона как не соответствующие имеющему большую силу Федеральному закону «О свободном порте». В результате ряд (но не все) полномочий в области территориального планирования и предоставления земельных участков возвратились на уровень муниципалитетов.
Что же поменялось для субъектов экономической деятельности, помимо централизации земельных вопросов? Практически ничего. В органах власти пока не в состоянии оценить, снизошел ли на агломерацию пресловутый «синергетический эффект». Как сообщили «К» в управлении по работе со СМИ администрации Владивостока, «в рамках принятых законодательных актов о перераспределении полномочий мэрия проводит работу по подготовке проектов планировки и проектов межевания территорий, вносит предложения для внесения изменений в генплан и в правила землепользования застройки ВГО».
В администрации Надеждинского района считают, что о «подвижках в экономике в связи с функционированием агломерации говорить рано». Зато сейчас за счет краевого бюджета решается вопрос с разработкой генерального плана муниципального образования.
Впрочем, похоже, муниципалитеты дождались, наконец, и «бубликов». Дело в том, что по поручению президента российские агломерации, в том числе Владивостокская, получат трансферты из федерального бюджета в размере 678 млн руб. в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги». Еще столько же поступит из краевого бюджета. Деньги будут направлены на комплексное развитие транспортной инфраструктуры агломерации: повышение безопасности дорожного движения и приведение дорожной сети в нормативное состояние.
Виктор Михайлов, глава Шкотовского муниципального района: «Положительный момент в том, что для развития дорог в агломерации в федеральном бюджете утвердили деньги. Район должен получить, по нашим меркам, немало — несколько десятков миллионов».
Ирина Сидорова, заместитель главы администрации Артемовского городского округа: «Создание агломерации существенно уменьшило административные барьеры. За получением земли предприниматели обращаются в одно окно, через МФЦ. В Артеме хорошо развивается бизнес. Открывается новый гипермаркет «Леруа Мерлен», в «Янковский» заезжает индийская компания по упаковке чая. Строится много жилых домов. Развиваются спортивные объекты «Синяя сопка» и «Приморское кольцо».
Комментарии
Петр Бакланов, академик РАН: «Хотелось бы большего и быстрейшего, но развитие Владивостокской агломерации не пустые слова. Прежде всего, расширение границ краевого центра и усиление взаимодействия с соседними муниципальными образованиями — объективный процесс, который продолжается десятилетиями. Речь об агломерации идет с начала 1990-х годов, когда мы услышали про «Большой Владивосток». Во-вторых, когда между муниципальными образованиями, которые вошли в состав агломерации, и администрацией края заключались соглашения, в муниципалитетах надеялись на дополнительные преференции, поступления средств из федерального бюджета. В связи с кризисом этого не случилось. Между тем все же появились новые, дополнительные инструменты развития агломерации.
Во-первых, свободный порт, где уже работают несколько резидентов. Во-вторых, ТОСЭР «Надеждинская», где начали что-то копать. В прошлом году я вместе с другими учеными занимался актуализацией стратегии развития Владивостока. Одним из предложений было включить эту ТОР во Владивостокский городской округ. Понятно, что работающие там предприятия будут замыкаться прежде всего на ВГО. В-третьих, отметил бы поручение президента о разработке долгосрочной программы развития острова Русского. Острову отводят рекреационную и научно-образовательную функции, здесь планируют создать инновационный инженерный парк».
Юрий Авдеев, ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН: «Никакой программы или плана агломерационного развития в Приморье на самом деле не существует. Да, агломерация развивается — стихийно: немного здесь, немного там. Если разобраться: что сделал краевой закон? Полномочия в области земли, архитектуры, рекламы — источники пополнения муниципальных бюджетов — переданы на краевой уровень. Вот и вся агломерация. Надо сказать, подобным же образом — за счет муниципалитетов — решаются проблемы резидентов ТОР и свободного порта. Для реального развития агломерации краевой администрации надо договариваться не с муниципальными образованиями, а с основными стейкхолдерами. С крупными предприятиями, с их собственниками, в первую очередь с портами, поскольку Владивосток — приморская агломерация. Договариваться о том, чтобы развитие экономики происходило в экологически допустимых рамках».