О морской романтике и трудовых буднях моряков, кадровой политике FESCO в области плавсостава мы поговорили с директором департамента крюинга филиала FESCO во Владивостоке Александром Перфильевым.
– Александр Александрович, вы долгое время работали на судах FESCO и знаете морскую жизнь не понаслышке. Востребованы ли моряки сегодня?
– Профессия моряка очень актуальна, и востребованность специалистов отрасли с каждым днем только растет. Если мы посмотрим на карту мира, то увидим три больших экономических региона – Европу, Азиатско-Тихоокеанский регион и Америку. Благодаря глобализации и региональному разделению труда товарооборот между ними растет, а самым эффективным и выгодным средством доставки грузов является морской флот. Порядка 80% всех грузов в мире перевозится судами.
– Почему парни и девушки выбирают морские профессии?
– Я бы назвал две основные причины – романтика профессии и материальный достаток. Многие будущие моряки выбирают вуз и специальность за возможность учиться на бюджетном месте. Они видят, что, во-первых, не надо платить деньги за учебу, а во-вторых, это реальный шанс продвинуться в жизни. Специальности штурмана, механика требуют больших знаний и серьезного обучения. Применив эти знания, люди на выходе из вуза смогут зарабатывать хорошие деньги и ни в чем не будут нуждаться.
– Профессия и быт моряков изменились за последние 20 лет?
– Отрасль за последние десятилетия стала очень технологичной. К примеру, появились суда с высоким уровнем автоматизации, автоматизированные машины, интеллектуальные системы управления ходового мостика. Компьютер помогает принять то или иное решение. Соответственно, отрасли нужны грамотные специалисты, разбирающиеся в современных навигационных и телекоммуникационных технологиях. Еще 10-15 лет назад мы не могли представить, что на судне не будет бумажной карты или астрономического ежегодника. Сегодня все документы – в электронном виде.
– А судовой журнал тоже теперь цифровой?
– Нет, судовые журналы все еще ведутся в бумажном виде, но не за горами время, когда их тоже не станет. Мы уже работаем над внедрением электронного журнала с использованием цифровой подписи.
– Для чего создан офис крюинга?
– Основная его задача – экономить время моряков. Здесь можно решить сразу все вопросы по принципу одного окна – пришел и сразу все оформил. Не нужно тратить неделю, а то и две. В нашем офисе и проверят морские документы, и подскажут, как их продлить или восстановить, и проконсультируют по приему на работу. Офицеры проходят проверку компетенций, соискатели узнают все о критериях компании, режиму работы, условиям, социальным гарантиям.
– Есть ли для моряков опция – помощь в переподготовке?
– Нашим наставникам хватит 10 минут, чтобы определить квалификацию судоводителя или механика-офицера, если мы говорим о компетенциях специалиста. Через 10 минут понятно, видим ли мы этого сотрудника в компании, готовы ли взять его в состав большой семьи FESCO. Если специалист компетентный, но имеет какие-то проблемы с документами, мы поможем их решить.
– С чем связана такая потребность в моряках?
– Сейчас транспортная группа FESCO очень активно пополняет флот – за короткое время он вырос почти в два раза и насчитывает 35 судов. Перед компанией стоят новые амбициозные задачи по расширению морских маршрутов, развитию торгового мореплавания по трассе Северного морского пути. Трудно назвать вторую российскую компанию, которая так быстро обновляет свой флот и в таком количестве. Уже в ноябре и декабре FESCO принимает два новостроя. Контейнеровозы Kapitan Miskov и Kapitan Abonosimov идентичны судну Kapitan Shchetinina. Их экипажи полностью собраны из пула (кадрового актива) нашей компании, моряки прошли необходимую тренажерную подготовку по электронным двигателям и требуемым компетенциям.
Вместе с этим должен расти и кадровый резерв моряков компании. Мы хотим видеть в своей команде людей не разово приходящих, а работающих на постоянной основе. Наша компания имеет почти полуторавековую историю, этим могут похвастаться единицы российских организаций, мы чтим и сохраняем традиции российского мореплавания. Для нас моряк – это не просто слово, это приверженец наших идей на флоте.
– Если придет человек, который хочет работать коком или слесарем, вы проконсультируете?
– Конечно, мы поможем, подскажем, где можно обучиться. Без внимания никого не оставим.
– Каковы перспективы для молодых моряков, пришедших на работу в FESCO?
– У судоводителя профессиональный трек – до капитана, у механика – до старшего механика. Мы доведем, поможем, от молодых ребят нужны лишь желание, знания и упорство в постижении профессии.
Со своей стороны мы предоставим достойные условия. На Дальнем Востоке у нас без преувеличения одни из самых высоких зарплат для моряков. В отличие от компаний, устраивающих моряков на суда под иностранные флаги, FESCO предоставляет своим сотрудникам полный комплекс социальных льгот, гарантий, предусмотренных российскими законами, делает пенсионные отчисления, страхует жизнь и здоровье. В молодости иногда этими вопросами пренебрегают, хотя это очень важно для самого человека.
– Вы сказали, что зарплата – одна из самых высоких в регионе. А сколько это в рублях?
– Для примера могу сказать, что молодой специалист после вуза у нас получает больше 150 тыс. рублей на руки. У специалистов с опытом, работающих на более высоких позициях, эта цифра еще выше. Все зависит от должности моряка, вида судна, на котором он работает, и сложности рейса.
Надо сказать, что в этом году мы провели комплексное изменение системы оплаты труда моряков в FESCO. Совместно с коллегами из других подразделений компании мы пересмотрели все положения о работе моряков, увеличили зарплату плавсостава почти в два раза. Ввели дополнительные премии, бонусы. Делали это в течение года мы три раза, поэтапно. Последнее поднятие зарплаты у нас было в октябре этого года.
Те, кто работает по Трудовому кодексу РФ, понимают, что компания о них действительно заботится. Компания понимает, что моряк – это то, с чего начинается работа. Мы хотим держать свой пул квалифицированных моряков.
– Моряки FESCO работают только под флагом РФ?
– Не только. У нас постоянно происходит смена экипажей. Если специалист проявил себя знающим, ответственным человеком, то в дальнейшем мы предлагаем ему более высокие позиции, в том числе на наших судах под иностранным флагом.
– А как определяется, какой моряк и куда отправится работать?
– Отработав на судне, каждый моряк получает свой служебный отзыв от капитана. Так на флоте было всегда. Но если в советское время на карьерные перспективы могли влиять оценки партийных органов, то сейчас это больше вопрос компетенций и дисциплины.
Чтобы уйти от «человеческого фактора», мы разрабатываем внутреннюю систему рейтинга. Каждая оценка в служебном отзыве капитана будет давать баллы специалисту. Моряк, исходя из компетенций, получит определенный рейтинг. В зависимости от этой цифры будет определяться, куда он может пойти. Чем выше рейтинг, тем выше компетенция, тем больше у моряка возможностей для работы, выше зарплата.
Например, на наш новый контейнеровоз Moskva с современным оборудованием, где отличная зарплата, мы принимаем лишь зарекомендовавших себя специалистов. Здесь проходной рейтинг для механика – 50 баллов. Если у человека 60, то мы с удовольствием его туда направим и будем уверены, что он будет хорошо работать. Но если рейтинг 20, то на этот контейнеровоз моряк уже не попадет. Мы дадим ему работу, исходя из компетенций.
Срок этих задач – первая половина 2024 года. Сейчас запущены проекты по цифровизации процессов управления персоналом, скоро мы увидим результаты этой работы. Компания шагает в правильном направлении.