Реклама: ООО «Акватория» ИНН 2543105539 erid: LdtCK7KEk
Во Владивостоке набирают популярность корпоративные SPA-программы, считающиеся эффективным средством профилактики профессионального выгорания. Подробности – в партнерском материале с водным комплексом «Акватория».
Когда-то слово «выгорание» вызывало у российских руководителей разве что скептическую улыбку. Сегодня не так. Все согласны с реальностью этого явления – в 2019 году даже консервативная Всемирная организация здравоохранения включила-таки выгорание в официальный перечень заболеваний. Бизнес же давно подсчитал реальные убытки от выгорания; они, заметим, масштабны – судите сами.
Чуть более половины (53%) сотрудников любой компании знакомы с явлением выгорания лично. Чуть менее половины из них (47%) после этого предпочли сменить место работы. Это данные авторитетного исследования российского рынка труда и занятости Salary Guide, которое в 2019 году провела компания Hays. Институт исследования общественного мнения Gallup добавляет: «Сотрудники с выгоранием на 63% чаще берут больничный».
При этом важно понимать, что чаще других выгорают самые ценные члены команды. Отвечающие за общение с клиентами и партнерами. «Мультистаночники», тянущие множество обязанностей. Ключевые менеджеры, нагруженные ответственностью за важнейшие направления. Перфекционисты с их стремлением успеть в срок и сделать все идеально. Руководители и собственники. Тот факт, что под ударом находится «золотой фонд» каждой компании, можно считать доказанным.
Данные совершенно ясны. Минимизация выгорания сотрудников является, вероятно, одним из простейших способов кардинально снизить текучку ценных кадров и улучшить операционные показатели любого бизнес-проекта, существующего более года. По данным исследования moikrug.ru, переломный момент, когда вероятность «выгореть» значительно увеличивается, приходится именно на второй год работы.
Как бороться с выгоранием
Вообще, специалисты рекомендуют сочетать два основных подхода – поддержать команду в поиске занятий вне рабочего времени и обеспечить доступность «перезагрузки» того или иного рода. Прекрасно помогает спорт, йога, медитация и другие предложения фитнес-центров; именно поэтому абонемент в такие центры является частым элементом соцпакета многих компаний. Практикуются корпоративные «ретриты» – мини-путешествия, позволяющие на короткое время погрузиться в непривычную обстановку. Наконец, одним из самых доступных и эффективных форматов можно считать программы типа «Курорт одного дня».
В США утверждают, что Day SPA (а именно SPA стали первыми «однодневными курортами») были придуманы в конце 1980-х годов в Южной Калифорнии. Это был недорогой ответ фешенебельным SPA-курортам – в отличие от последних, в стоимость визита не нужно было «зашивать» ни проживание, ни питание. В обществе рос интерес к здоровью физическому и психологическому, больше внимания уделялось вопросам стресса и хронической усталости… на этой волне дневные SPA-проекты быстро завоевали популярность.
Однако в СССР вопросами быстрого восстановления самых ценных работников занялись куда раньше. Еще во второй половине 1930-х годов в Москве (а впоследствии и по всей стране) появились первые дома однодневного отдыха. Например, такой дом для стахановцев располагался в парке имени Горького и предлагал гостям купание, солярий, обязательные гимнастику и спортивные игры, богатую культурную программу с концертами и посещением спектаклей, кружки (сегодня сказали бы «мастер-классы») на любой вкус – от рукоделия и фотографии до рыбной ловли и «западных танцев». Большое внимание уделялось лекциям, беседам и диспутам в дискуссионных клубах. Заметим, что с точки зрения профилактики выгорания все это было организовано исключительно грамотно – водные процедуры, солнечные и воздушные ванны считаются хорошим методом релаксации; об эффективности спорта мы уже говорили; смена видов деятельности помогает «перезагрузить» привыкший к рутине разум; аналогично работает и общение с новыми людьми, которого мы часто лишены в рамках рабочего пространства.
Справедливости ради однозначно считать такой подход советским изобретением также не стоит. В конце концов, еще две тысячи лет назад люди считали нормальным время от времени провести день в термах – древнеримских банях, служивших в равной степени местом расслабления и площадкой для социальных взаимодействий.
День, который только ваш
Стоит признать, что последний год оказался крайне тяжелым для многих отраслей бизнеса – именно с этим представители водного комплекса «Акватория» связывают существенный рост спроса на корпоративные предложения. Татьяна Липатова, операционный директор ООО «Акватория», отмечает:
– Начиная с конца февраля фиксируется постоянный рост спроса на наши услуги со стороны юридических лиц – на текущий момент количество заключенных договоров почти вдвое превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Как правило, уже имеющие опыт посещения комплекса руководители приобретают подарочные сертификаты для ведущих сотрудников. В ряде случаев нам прямо сообщали, что рассматривают визит в «Акваторию» как проверенную возможность дать им быструю перезагрузку. Слышать такое, безусловно, очень приятно.
По данным опроса корпоративных клиентов «Акватории», самой популярной формой мотивации сотрудников является оплаченное посещение «Релакс без границ» без ограничений по времени пребывания; для ключевых специалистов и топ-менеджеров, как правило, дополнительно заказывается SPA-программа и массаж.
Интересно, что в 59% случаев корпоративные клиенты выбирают для визитов рабочие дни, отдавая предпочтение четвергу, когда в комплекс не допускаются дети. По словам пожелавшей остаться неизвестной HR-директора крупной приморской компании, это связано не с меньшей стоимостью визита (3300 рублей на пн., вт., ср.; 4200 рублей в прочие дни. – Прим.ред.), а с необходимостью создать ощущение полноценного отпуска: «…пусть всего на день, но честно освободить ценные кадры от работы». Кроме того, она рекомендует учитывать специфику самой проблемы выгорания при разработке мотивационной программы для сотрудников:
– Сотрудничество нашей компании с «Акваторией» не рассматривается как универсальная составляющая социального пакета. Мы действительно хотели ввести визиты в водный комплекс в качестве профилактики выгорания, однако были вынуждены принять их и как одну из форм бонусной мотивации. Дело в том, что в нашем случае проблема выгорания затрагивает прежде всего менеджеров по продажам, особенно по работе с ключевыми клиентами. Поэтому мы приняли достаточно необычную формулу. Во-первых, безлимитными сертификатами «Акватории» премируются сотрудники, впервые показавшие резкое падение эффективности работы, – если конкретно, то не дотянувшие до плановых показателей на 30% и более. Как вы понимаете, это предложение вызвало у руководства немало вопросов. Мы смогли обосновать свою точку зрения: неожиданный провал в работе можно считать верным симптомом выгорания; специально же никто показатели ронять не будет, ведь от выполнения плана прямо зависит получаемая зарплата. Во-вторых, если по итогам следующего месяца показатели в норме, они получают такой же сертификат все время, пока делается план. Кроме того, ежемесячные визиты получают сотрудники на должности руководителей отделов и выше. Не готова раскрывать детали, но результатами мы очень довольны. Берите на вооружение, не пожалеете.
«Акватория» предлагает компаниям индивидуальные условия, закрепленные в официальном договоре, персонального консультанта, возможность оплаты с расчетного счета. Предпринимателям стоит обратить внимание на этот новый бизнес-инструмент, позволяющий как мотивировать на работу, так и поддержать форму лучших сотрудников.
Как отмечают представители водного комплекса, только масштаб «Акватории» позволяет полноценно реализовать концепцию «однодневного курорта». Гость может посещать бассейны и релакс-комнаты, провести время в одной из бань, любоваться великолепными панорамными видами, пообедать в ресторане или пообщаться с друзьями в баре, выбрать массаж или SPA-ритуал по вкусу, приобрести товары для красоты и здоровья… Ключевая особенность комплекса – атмосфера спокойствия и всепроникающего релакса. Природные материалы в интерьере, приглушенные цвета, мягкое освещение, продуманная музыка, гостевые кимоно из премиального хлопка… все работает, ощущение настоящего путешествия и качественная перезагрузка – потушите выгорание за день, даже не покидая Владивосток.