26 сентября во Владивостоке было объявлено открытие VIII Дней Эрмитажа. Это масштабное мероприятие уже не первый год проводится в городе по инициативе директора музея «Государственный Эрмитаж» Михаила Пиотровского и при поддержке правительства Приморского края.
Ключевым событием в Днях Эрмитажа стала IХ всероссийская научно-практической конференция с международным участием на тему «Художественная жизнь Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона». В рамках конференции выступали представители РГХПУ им. Строганова, Корейского национального исследовательского института культурного наследия, научно-реставрационного центра им. Грабаря, Союза художников России, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Национального художественного музея Республики Саха, Национального музея Республики Бурятия и многие другие.
На площадке конференции обсуждались значимые для Дальнего Востока вопросы открытия нового реставрационного центра, обмена опытом с иностранными и отечественными партнерами, привлечения специалистов в регион и сохранения и консервации предметов самобытного искусства. Одна из центральных задач конференции – привлечение внимания и финансирования в реставрационную отрасль, являющуюся частью большой цели по сохранению культурного кода, заключенного в различных предметах искусства.
До наших дней сохранилась лишь малая часть искусства прошлых веков, а некоторые из экспонатов настолько сильно подвержены влиянию времени и деятельности человечества, что нуждаются в реставрации. Однако даже попытка реставрации порой может быть губительна. Поэтому реставраторы все чаще и активнее ищут новые способы, которые помогут спасти и сохранить наследие для будущих поколений. Профессор, заведующий кафедрой Истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ им. С. Г. Строганова Кирилл Гаврилин рассказал о том, как современные технологии влияют на возможности реставраторов.
«Дальний Восток всегда был интересен для искусствоведов и реставраторов в том числе, так как обладает огромными коллекциями предметов искусства различных временных эпох, нуждающимися в работе специалистов. Одной из главных задач конференции является открытие большого реставрационного центра во Владивостоке, который будет обслуживать весь Дальний Восток. Реставрация сейчас становится междисциплинарной наукой на грани искусства и современных технологий. Крупные мировые и российские проекты ярко показывают нам, что реставрация шагнула далеко вперед и молодых специалистов катастрофически не хватает», – подчеркнул Кирилл Гаврилин.
По словам эксперта, в мире уже существуют успешные проекты, которые совмещают в себе реставрацию и современные технологии. Так, например, в 2021 году специалистами была восстановлена и показана в полном размере знаменитая картина Рембрандта «Ночной дозор». Было известно, что в 1715 году полотно варварски обрезали по краям. Для восстановления утраченных частей картины были использованы технологии сверхточных нейросетей, которые опирались на имеющиеся у специалистов данные, рентгеновские снимки, учитывали технику письма Рембранта и помогли воссоздать недостающие элементы произведения и придать шедевру вид, близкий к первоначальному.
Однако это не единственный удачный опыт использования высоких технологий в разрезе сохранения искусства. В том же 2021 году корпорация Google совместно с музеем Бельведер создали виртуальную выставку «Климт против Климта: человек противоречий» для платформы Google Arts & Culture. Благодаря технологиям машинного обучения специалисты смогли воссоздать «Факультетские картины» (1900–1907 гг.) Г. Климта. И на основе собранных архивных материалов разработчики создали виртуальный музейный зал, который можно посетить онлайн.
«Опыт использования технологий в реставрационной работе есть не только у наших зарубежных коллег. Одним из первых подобных стал проект «Цифровое искусство», представленный в рамках ВЭФ-2023, по созданию NFT-токенов на фрески мастерской Рафаэля XVI века. Это первый в России проект в области токенизации предметов искусства, позволяющий не только сохранить культурное наследие, но и привлечь дополнительное финансирвоание к дорогостоящему процессу реставрации», – рассказал эксперт.
Проект «Цифровое искусство» реализуется в рамках российской платформы «Атомайз» в сотрудничестве с музеем «Государственный Эрмитаж» и при поддержке группы «Интеррос» и представляет собой 60 защищенных NFT-токенов, заключающих в себя высококачественные фотографии фрагментов фресок мастерской Рафаэля «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу», сделанных до начала процесса реставрации. Так как на данный момент все фрески представлены в своем окончательном виде, после реставрации увидеть первозданный облик могут только приобретатели токенов
Регулирование проекта в полном соответствии с современным российским законодательством о цифровых финансовых активах позволяет обеспечить полную безопасность и защиту прав всех его участников и приобретателей токенов.
«Любая реставрация, тем более такого масштаба, процесс очень дорогостоящий, кропотливый, требующий привлечения узкоспециализированных экспертов, а соответственно, больших расходов. Опыт проекта «Цифровое искусство» показывает, что музеи и галереи могут получать финансирование не только от крупного заинтересованного бизнеса, но и от частных лиц, которые могут приобрести токены в свои коллекции», – рассказал Кирилл Гаврилин.
Приобретатели токенов имеют возможности не просто купить часть картины, а выгодно инвестировать свои средства, впоследствии продав свои права на токен. Более того, они могут экспонировать свою коллекцию, расширяя географию высокого искусства до самых отдаленных уголков России.
Инициаторы проекта ярко продемонстрировали возможности ЦФА как универсального инструмента, позволяющего расширить границы возможностей финансирования и общего понимания культурного наследия. Процесс токенизации предметов искусства является универсальной рабочей бизнес-моделью, предоставляющей широчайшие возможности. Группа «Интеррос», имея огромный разнообразный опыт, наглядно доказала свою экспертизу в цифровых проектах и блокчейне, являясь совместно с платформой «Атомайз» первопроходцами в этой отрасли.