2023-09-26T13:45:11+10:00 2023-09-26T13:45:11+10:00

Можно и Beatles сыграть: звонарь Василий Садовников рассказал про колокола и об особенностях профессии

PRIMPRESS задал вопросы участнику концерта Adiemus на площадке возле Порохового погреба № 13

26 сентября 2023, 13:45

Фото: Екатерина Дымова / PRIMPRESS
Фото: Екатерина Дымова / PRIMPRESS | Можно и Beatles сыграть: звонарь Василий Садовников рассказал про колокола и об особенностях профессии

22 сентября на открытой площадке возле Порохового погреба № 13 Владивостокской крепости под открытым небом прозвучала сюита К. Дженкинса Adiemus. В рамках мероприятия жителям и гостям Владивостока удалось не только услышать колокольный звон, но и попробовать сыграть на колоколах. Звонарь, кампанолог и участник концерта Василий Садовников проводил мастер-классы для всех желающих, а корреспонденту PRIMPRESS рассказал о колоколах, о своем пути в профессию и о ее удивительных гранях.

- Как вы стали звонарем? Как вы поняли, что это – ваше?

- Началось все, пожалуй, в 2007 году, а может быть, и чуточку раньше. Я приехал учиться в село Великое Ярославской области на правоведа. В старой церкви поставили настоятеля, который начал сам ее восстанавливать. Благодаря моей девушке, которая стала впоследствии моей супругой, я стал понемногу приобщаться к богослужению. Настоятель отреставрировал колокольню, повесил колокола. Сначала звонил сам, потом отец Алексей Кульберг (сейчас он митрополит Екатеринбургский) рекомендовал меня в Ярославскую школу звонарей. Дело в том, что в такие школы берут по рекомендации, чтобы это было не в пустоту и после обучения человек звонил во время служб в храме. В этот момент директором школы звонарей была Наталья Стефановна Каровская.

Время прошло, я отучился и в конце 2012 года уже полноценно вошел в звонарскую профессию. Некоторое время я звонил на колокольне в селе Великом. Потом Наталья Каровская стала директором музея-заповедника «Ростовский кремль», и я начал там свой путь профессионального роста.

- Что нужно для того, чтобы стать звонарем? Какие базовые навыки, знания, таланты имеют значение? Есть ли ограничения?

- В первую очередь у каждого из нас с самого детства, с рождения заложена способность чувствовать темп и ритм – это наше сердцебиение. Чувство темпа и ритма развивается в танце. Это очень важно именно в колокольном понимании, потому что колокола – это все-таки больше про темп и ритм. А уже потом колокола понемногу приобщают к нотной грамоте, к музыкальности, помогают развивать слух.

- Колокола – это музыкальный инструмент. Тогда должны быть партитуры... Или звонарь – это про импровизацию?

- Те, кто пришел в школу звонарей, не имея музыкального опыта, не проходя обучения в музыкальной школе, используют больше импровизации. Что чувствует душа, сердце, то перекладывается на колокола. Собственно, я сам так и звоню, постоянно импровизирую. Это определенного рода удовольствие, когда ты сам создаешь музыку, когда сам немного композитор.

А бывает, когда на обучение приходят музыканты, которые, к примеру, учились в Гнесинке. Они, конечно же, нуждаются в партитуре и колокола рассматривают как определенную звуковысотность. Да, каждый колокол имеет свой тон, он ярко выражен, но еще присутствует ряд обертонов, которые бывают либо в согласии, либо вне согласия с основным тоном. Бывает, что музыканты подбирают колокола по тонам и играют разные известные композиции. К примеру, ребята из Вологды на Софийской колокольне играли на колоколах Beatles.

- Adiemus – это ваш первый опыт работы с оркестром?

- С оркестром театра «Новая опера» мы уже в пятый раз сотрудничаем. Все это начиналось с Ростовского кремля. Наталья Стефановна неоднократно приглашала маэстро Дмитрия Георгиевича Волосникова с оркестром, с различными солистами. У нас было очень много запоминающихся концертов. Один из них прошел в 2018 году – «История государства российского в музыке и колоколах». Были симфонический оркестр театра «Новая опера» и ансамбль «Сирин». Приезжал артист театра и кино Сергей Гармаш. Он читал стихи, было что-то из «Бориса Годунова», «Слово о полку Игореве» и что-то еще. Звучала большая звонница Успенского собора.

- Звонарь – это больше про церковь или про светскую жизнь?

- В первую очередь колокола – это про религиозность. С другой стороны, есть карильон – это набор, в котором до 96 колоколов. Он всегда был сугубо светским. Карильон изготавливается под определенную тональность.

Я сначала был церковным звонарем, возвещая о начале и о завершении богослужения, а потом, когда поступил в музей, стал светским звонарем. В принципе это универсальная история. Все зависит от того, куда заведет человека наша многогранная жизнь.

- Вам уже удалось побывать в храмах и церквях Владивостока? Что можете сказать об особенностях колокольного звона здесь? Чем он отличается от ярославского?

- Мне удалось побывать на колокольне Покровского собора. Меня встретили замечательные звонари, которые очень ревностно относятся к своей профессии и настолько многогранно подходят к своему служению, что то мастерство, которое я им показал, они приняли и попытались применить на своей колокольне.🔥

Новости партнеров

Культура