Телефонные мошенники невероятно изобретательны и с завидным постоянством придумывают новые способы обмана. Людям звонят и лжесотрудники операторов связи, и фальшивые работники банков, и подставные следователи. По данным УМВД Приморья, с начала 2023 года жители региона перевели мошенникам более 800 миллионов рублей. Как распознать мошенника и защитить свои деньги и личные данные, разбираемся вместе с экспертами МТС.
Вам звонит не оператор
Мошенники зачастую используют систему подмены телефонных номеров, поэтому у абонента может высвечиваться номер телефона, полностью идентичный служебному номеру любого учреждения, организации или даже человека.
«На днях мне позвонили с незнакомого номера. Мужчина представился сотрудником моей сотовой компании. Он сообщил, что я давно на этом тарифном плане и мой договор на обслуживание нужно продлить, иначе я потеряю свой номер. Собеседник заявил, что сделать это нужно в течение 30 минут в офисе компании, но лучше прямо сейчас по телефону. Честно скажу, меня несколько смутил характерный акцент звонившего, поэтому я положила трубку. Сразу же сама перезвонила оператору связи, чтобы узнать, с чем связана такая срочность. Оказалось, что из компании мне не звонили, а это очередная уловка злоумышленников для получения доступа к моему телефону и банковским приложениям», – рассказала Яна, жительница Владивостока.
Звонок от мошенника все же отличается от звонка оператора мобильной связи, главное быть бдительным. Обычно схема простая: мошенник звонит и уверяет, что он сотрудник техподдержки вашего мобильного оператора. А далее начинаются разные версии телефонного мошенничества, которые могут показаться правдоподобными, особенно в тех ситуациях, когда вам позвонили и стали давить на срочность. Чтобы не попасться на удочку злоумышленников, обратите внимание на эти пункты:
1. Фраза: «Произошел сбой, необходимо отменить операцию»
Мошенник по телефону описывает ситуацию: произошла ошибка, ваш тариф сменился на более дорогой. Чтобы вернуть прежний тарифный план, нужно сообщить проверочный код из СМС. Платить лишнее не хочется, это и становится причиной попадания в ловушку. Поступает сообщение с паролем, а незнающий человек сообщает его «заботливому специалисту». На самом деле код дает телефонному мошеннику доступ к данным телефона. Так злоумышленники получают ключ к банковским приложениям, меняют в них номер телефона, переводят деньги жертвы на свой счет и даже берут кредиты.
Запомните: операторы связи никогда не просят абонента назвать код по телефону, а подтверждение персональных данных возможно только при личном визите в офис компании.
2. Запугивание: «Скоро начнет действовать новый стандарт связи»
Телефонные мошенники могут снять деньги другим путем. Для этого они предлагают заранее оплатить новый вид связи, оправдывая тем, что в регионе изменится покрытие и сеть перестанет ловить. Для оплаты вас попросят ввести длинный пароль и подтвердить при помощи ответного СМС на номер оператора. Но тут скрыт подвох — длинный «пароль» на самом деле является быстрой командой для перевода денег с телефона на номер обманщика.
Обратите внимание: никаких доплат за «новый стандарт связи» у операторов не существует. Есть тарифный план или подписки, но это не имеет никакого отношения к стандартам связи.
3. «Номер заблокирован, услуги связи остановлены, свяжитесь с оператором»
В этом случае телефонные мошенники даже не звонят. Они пугают через СМС, сообщая, что номер заблокирован и для решения проблемы нужно срочно позвонить в техподдержку по указанному номеру. Никому не хочется оставаться без связи, и многие в панике попадают в эту ловушку.
На деле звонок в лжетехподдержку оказывается платным. Не попасться на эту уловку можно, если внимательно посмотреть на номер входящего СМС-предупреждения. Если раньше сообщения от оператора приходили с другого номера, то, вероятнее всего, действуют мошенники.
Не банк и не следователь
В другой из схожих схем звонящие представляются не сотрудниками сотового оператора, а службой безопасности банка. Говорят, что обзванивают клиентов для верификации контактов «на фоне участившихся случаев подмены номеров». Человек должен назвать код из банковского уведомления якобы для подтверждения своего номера телефона. На самом деле этот код подтверждает перевод денег на счет мошенников.
Иногда злоумышленники звонят, представляясь сотрудниками правоохранительных органов. В ходе разговора мошенники могут сообщать, что в отношении граждан одним из банков проводится проверка, а для того чтобы сберечь все сбережения, могут предложить перевести деньги на другой счет. Либо злоумышленники объясняют свои действия проведением мероприятий по доследственным проверкам и уголовным делам.
Именно так 77-летнюю жительницу Владивостока убедили перевести свои сбережения на незнакомые счета «сотрудник правоохранительных органов» и «сотрудник Центробанка». Затем злоумышленники решили пойти дальше: заверили, что неизвестные взяли кредит под залог ее квартиры, а поэтому недвижимость нужно срочно продать. В итоге гражданка продала две квартиры и дачу, а полученные деньги переводила на чужие счета. В общей сложности она потеряла 14,6 млн рублей.
Следственное управление разъясняет: все проверочные и следственные действия проводятся следователями исключительно в подразделениях ведомства, о чем гражданин извещается в письменном виде, где указан его процессуальный статус, основания для вызова, а также время и место проведения мероприятия. Кроме того, следователь имеет служебное удостоверение, которое по требованию может быть предъявлено гражданину для подтверждения данных о должностном лице следственного органа.
Как обезопасить себя от мошенников
1. Прекратите разговор и свяжитесь с организацией самостоятельно
Многие аферисты – тонкие психологи. Они умеют играть на эмоциях, отвлекать внимание и усыплять бдительность. Когда незнакомец выходит с вами на связь и пытается выманить какие-то данные, просит назвать секретные коды из сообщений, сразу же прервите такое общение. Самостоятельно свяжитесь с той организацией, от имени которой вам звонили, и перепроверьте информацию. Номера горячих линий обычно указаны на официальных сайтах компаний, а контакты для связи с банками также можно найти на платежных картах.
2. Используйте сервисы блокировки спам-звонков
Лучший способ не попасться на удочку мошенникам – предотвратить общение с ними. В этом поможет сервис блокировки спам-звонков. Так, сервис умной защиты «Защитник» от МТС не только распознает подозрительный номер, но и пообщается со звонящим за вас, сохранив расшифровку разговора. А еще «Защитник» умеет показывать, насколько полезен входящий звонок с незнакомого номера, прямо на экране вызова. При поступлении вызова вы увидите название организации и цветовую пометку, отражающую степень безопасности: зеленый – вероятно, полезный звонок; желтый – сомнительный; красный – скорее всего, спам. Услуга «Защитник» уже входит в подписку МТС Premium, но при необходимости ее можно подключить отдельно. При этом она не требует установки мобильного приложения.
3. Применяйте двухфакторную аутентификацию для соцсетей и мессенджеров
Двухфакторная аутентификация – один из самых надежных способов защиты любого аккаунта. Ее суть заключается в том, что система запрашивает не только пароль, но и одноразовый код, который приходит по СМС или в специальных приложениях. Даже зная пароль, злоумышленник не совершит вход, поскольку не получит одноразовый код без физического доступа к вашему смартфону или SIM-карте. Такой способ аутентификации можно выбрать в настройках аккаунта многих интернет-сервисов, включая соцсети и банковские приложения.
4. Регулярно меняйте пароли
Старайтесь чаще обновлять пароль, если вы используете его в своем смартфоне. Специалисты по IT-безопасности рекомендуют делать это не реже чем раз в 3–6 месяцев. Пароль не должен быть простым, нельзя использовать свою дату рождения, имена, набор из одних и тех же или последовательно идущих на клавиатуре символов – именно такие варианты злоумышленники будут пробовать в первую очередь. Важно, чтобы пароли к смартфону и банковским приложениям не были одинаковыми, ведь подобрав код к гаджету, посторонний человек получит доступ и к вашим деньгам.
5. Не переходите по сомнительным ссылкам
Главный принцип безопасности – осторожность и внимательность. Не сообщайте никому логинов, паролей, кодов и идентификационных номеров, не верьте тем, кто провоцирует вас совершить необдуманное действие. Не бросайте свой смартфон без присмотра и не доверяйте его малознакомым людям.