11 сентября на площадке Восточного экономического форума–в «Гостиной «Интерроса» состоялась презентация новейших технологий в области сохранения объектов культурного наследия и развития музеев России.
Группа «Интеррос» совместно с российской платформой «Атомайз» представила совместный пилотный проект «Цифровое искусство». Основная идея проекта заключалась в использовании цифровых финансовых активов и создании NFT-токенов на известные работы именитых мастеров.
«Сегодня мы говорим о том, что токенизация или цифровые финансовые активы добрались и до искусства. Мы хотели бы объявить о проекте — сотрудничестве между «Интерросом» и Эрмитажем. Вы знаете, что «Интеррос» сотрудничает с Эрмитажем много лет, Владимир Олегович Потанин входит в Попечительский совет Эрмитажа, лично много времени уделяет развитию российского искусства, и в частности «Интеррос» и Потанин поддерживают Эрмитаж много лет. И это сотрудничество переросло в новую форму, о которой мы сегодня заявляем – форма выпуска цифровых финансовых активов на предмет искусства», – рассказал генеральный директор компании «Интеррос» Сергей Батехин.
Так, в рамках проекта были созданы NFT-токены на фрески мастерской Рафаэля XVI века из коллекции «Государственного Эрмитажа», в частности на работы «Венера и Амура на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу». Токены были сделаны на основе дореставрационных фотографий каждой работы. Для них был создан индивидуальный код, а каждое фото было преобразовано в цифровой арт-объект. Ценность этих объектов заключается в том, что только приобретатели токенов смогут увидеть первоначальный облик картин, так как фрески уже подверглись реставрации. Все, заработанные средства, будут направлены на другие реставрационные работы в коллекциях Эрмитажа.
«Идея данного проекта заключается в том, что, с одной стороны, мы хотим привлечь внимание к такой сфере искусства как реставрация, а с другой стороны, токен как уникальная технология позволяет запечатлеть в цифровой форме предмет. В том виде, в котором был до реставрации, и в том, в котором получится после. Это попытка в цифровой форме создать уникальный образ, который в реальной жизни уже не существует, но в цифровой форме будет жить», – рассказал генеральный директор компании «Интеррос» Сергей Батехин.
Данный проект является первым на территории РФ и реализуется только в пределах страны, в полном соответствии современному российскому законодательству о цифровых финансовых активах. Такой подход гарантирует защиту прав всех его участников и приобретателей токенов.
«Полноценная реставрация таких значительных произведений искусства – это очень дорогостоящее предприятие. Иногда реставрация шедевров длится годами. И дело не в расторопности специалистов, дело в бюджетах. Потому что гигантские бюджеты уходят на исследовательские работы, в том числе с применением цифровых технологий. Гигантские бюджеты уходят на редкие аутентичные материалы, на производственные работы в реставрационной сфере. Все крупные реставрационные проекты в международном формате, как правило, поддерживаются крупным бизнесом, и мы очень рады, что в России появляются такие примеры, как сотрудничество Интерроса и Эрмитажа», – сообщил кандидат искусствоведения, завкафедрой Истории искусства и гуманитарных наук МГХПА им. С. Г. Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств Кирилл Гаврилин.
Новый проект в полной мере демонстрирует безграничные возможности ЦФА, которые могут выступать в качестве абсолютно универсального инструмента в рамках менеджмента культурного наследия. ЦФА позволяет привлекать средства из различных источников для реставрации работ, музеев, строительства новых объектов, ремонта и прочих работ. При этом относительно невысокая предустановленная стоимость одного токена позволяет внести свой вклад в развитие культуры и реставрационные работы не только коллекционерам и инвесторам, но и обычным людям, ценящим искусство.
Современные цифровые инструменты все плотнее входят в повседневную жизнь, а искусство все чаще приобретает новые форматы воплощения. Для группы «Интеррос» этот проект является частью большой миссии компании, которая направлена на развитие бизнеса для пользы общества.
«С одной стороны, «Интеррос» активно развивает цифровые технологии, блокчейн, вкладывает в это силы и средства, а с другой стороны, мы знаем, что искусство все больше и больше становится цифровым. Поэтому «Интеррос» рассматривает наш совместный проект с Эрмитажем не только как средство или инструмент, который позволяет привлечь инвестиции в искусство, но и как менеджмент культурного наследия», – считает генеральный директор компании «Интеррос» Сергей Батехин.
Платформа «Атомайз», в свою очередь, приобретает статус первопроходца в токенизации предметов искусства, распространении этой тенденции в массы, а также имеет возможность подчеркнуть высокие компетенции и универсальность бизнес-модели, создающей новые ценности на основе технологии блокчейн.