В Приморском крае ведется активная работа по раннему профессиональному ориентированию школьников и помощи молодежи в определении своей будущей профессии. С 2022 года в крае реализуется кластерная политика, позволяющая учащимся со школьной скамьи выбрать и попробовать себя в различных направлениях. Начальник отдела по общему образованию министерства образования Приморского края Ирина Моргунова рассказала в интервью PRIMPRESS, какие результаты дает данный подход и что в планах на будущий учебный год.
- Структура кластерной политики в образовании была принята в 2022 году, есть ли уже какие-то видимые результаты данного проекта?
- На сегодняшний день в Приморье создана и реализуется целая сеть образовательных кластеров. Это множество объединений различных организаций не только учебной направленности, но и министерства, и предприятия края, которые напрямую заинтересованы в мотивации выпускников для дальнейшей работы.
Так, в 85 образовательных организациях созданы специализированные классы, в том числе с аграрным, медицинским, педагогическим, юридическим, судостроительным и другими уклонами. Классы созданы совместно с крупнейшими предприятиями края, такими как ООО «Русагро», ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», АО ВП «ЭРА», ОО «Приморская ГРЭС», АО «Лучегорский угольный разрез», ООО «ССК «Звезда», и это далеко не весь список.
Вся проделанная работа показывает, что в крае значительно улучшились результаты Всероссийской олимпиады школьников. Показали динамику результаты ЕГЭ по математике, физике и химии. Увеличилось количество учеников, которые сдали экзамен на четыре и пять, также вырос и средний балл, и стало больше тех, кто сдал экзамен на 100 баллов, и тех, кто окончил школу с медалью.
Помимо этого, обучающиеся специализированных классов стали участниками программы «Профессия вместе с аттестатом», по итогам которой 1174 обучающихся края получили документ о профессиональной подготовке по 19 направлениям. В следующем учебном году эта работа продолжится.
- Какая цель у кластерной политики в крае?
- В первую очередь кластерная политика ориентирована на то, чтобы школьники края познакомились на практике с предприятиями региона, которые составляют экономическую основу, их спецификой и направлениями работы. Также немаловажно продемонстрировать возможности высших учебных заведений Приморья.
В целом показать обучающимся все возможности и ресурсы нашего региона за счет реализации проекта «Учусь и работаю в Приморском крае».
- Какие кластеры сейчас существуют и развиваются в Приморском крае?
- На данный момент в крае реализуются технологический кластер, включающий в себя инженерные, судо- и авиастроительные классы и классы Росреестра. Разумеется, естественно-научный кластер с медицинскими и агроклассами. И гуманитарный кластер, где обучают будущих педагогов и юристов.
Стоит отметить, что в новом учебном году количество школ, открывающих специализированные классы, увеличилось до 178. В 2023/24 учебном году планируется реализация новых направлений кластерной политики с учетом потребностей экономики региона: Курчатовский класс, классы Росатома, IT-классы, а также четыре пилотных инженерных класса федерального центра «Сириус». Кроме того, откроются казначейские и дополнительные юридические классы.
- Какие основополагающие решения были приняты по кластеру «Педагогика» в 2023 году?
- В первую очередь это огромная работа по преодолению дефицита педагогических кадров. Конечно, следует отметить масштабное расширение сети психолого-педагогических классов и групп. На данный момент такие классы созданы в 36 общеобразовательных организациях по всему краю. В новом учебном году планируются к открытию классы еще в 67 организациях из 27 муниципалитетов.
Начиная с 2022 года министерством проведена масштабная работа по открытию новых образовательных программ на бесплатной основе за счет средств регионального бюджета по направлению «Педагогическое образование». Программы реализуются на базе Приморского государственного аграрно-технологического университета и Владивостокского государственного университета.
В грядущем учебном году на базе вузов открыт набор по целевому обучению. А со следующего года планируется набор в соответствии с контрольными цифрами приема.
- Какие программы и как давно реализуются в крае по ранней профориентации? Есть ли какие-то видимые результаты по данным программам?
- В крае реализуется сразу несколько программ, которые позволяют школьникам определить свою будущую профессию. Так, в рамках проекта «Успех каждого ребенка» реализуется проект «Билет в будущее». Эта программа позволяет учащимся абсолютно бесплатно пройти и профориентационную диагностику, и профориентационные пробы, чтобы определить свою профессиональную траекторию на цифровой платформе. На сегодняшний день на платформе зарегистрировано более 13 тыс. обучающихся, которые выбирают свое направление в жизни.
Помимо этого, с 2013 года реализуется всероссийский проект по профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ». Целью данного проекта является решения актуальных вопросов в области профессиональной ориентации и самоопределения детей. Участники проекта – это эксперты крупнейших российских компаний и вузов, лучшие педагоги страны и мотивированные школьники.
В 2022-2023 учебном году 311 учеников из 5 школ приняли участие в пилотном тестировании на платформе «Профилум». Платформа позволяет определить детальную картину по каждому классу и выявить интересы ребят. Все участники получили рекомендации и определились с онлайн-курсами для дальнейшего погружения в специальность.
В планах проведение регионального мероприятия «Профматрица-25», которое состоит весной 2024 года.
- Будут ли какие-то привилегии для педагогов, которые принимают активное участие в данной политике?
- Педагогам предусмотрены стимулирующие выплаты на уровне образовательных учреждений. Более того, активных участников поощряют благодарственными письмами и грамотами на уровне школы, муниципалитета и региона.
В конце 2022 года по инициативе губернатора Приморского края Олега Кожемяко был принят закон о мерах поддержки педагогов, который предусматривает единовременную выплату молодым специалистам, ежемесячную доплату, частичную компенсацию расходов за съемное жилье. А также в крае существует ежемесячная выплата для наставников. Кроме того, работникам образования будет компенсирована часть стоимости путевки на санаторно-курортное лечение.
- Принимает ли участие бизнес в вопросе ранней профориентации? Какую роль играют компании в этой области?
- Буквально в июне 2023 года обучающиеся медицинских, инженерных, педагогических и других специализированных классов прошли летнюю практику в крупнейших учреждениях края. Для реализации данной программы министерством образования Приморского края и школами заключены соглашения о сотрудничестве с ведущими предприятиями и организациями. Кроме того, для ребят регулярно проводятся экскурсии на предприятиях, а работники предприятий проводят различные мастер-классы.
Подобная практика помогает школьникам получать качественное образование, которое непрерывно связано со спецификой выбранного производства, что в свою очередь мотивирует будущих специалистов.
По словам губернатора Приморского края Олега Кожемяко, в регионе есть два направления развития системы образования: первый – это повышение качества образования, чтобы мотивировать педагогов к профессиональному росту, и второй – повышение престижа учителя.
«Правительство края инициировало законопроект, предусматривающий создание Фонда стимулирования для школ с наилучшими результатами. Полагаем, что это послужит поводом для здоровой конкуренции между отраслевыми учреждениями. Также с учетом предложений, поступивших от педагогического сообщества и профсоюзных организаций, подготовлен законопроект, который позволяет наделять статусом «молодой специалист» не только тех, кто окончил учебное заведение, но и тех, кто трудоустроился на последних курсах и уже обучает ребят. Таких студентов у нас достаточно много, которые еще получают образование, но уже работают в школах», – отметил глава региона.