Многие годы Сахалин, Камчатка и Чукотка получают грузы и продукты питания только по морю. Суда доставляют стройматериалы, топливо и товары народного потребления. В этом материале вы узнаете историю морских грузоперевозок на Дальнем Востоке и как они изменились за последнее столетие.
От мыса к мысу
Морская стихия покорялась людям с незапамятных времен. Наши предки исследовали новые земли и поначалу преодолевали небольшие расстояния без выхода в открытое море. Такой способ позволял увеличивать свои территории, а затем доставлять продовольствие в новообразованные города. Позже транспортировке грузов в пределах одной страны по воде дали термин «каботаж» от испанского слова cabo, обозначающего «мыс».
В России каботаж был развит в европейской части страны, но на Дальнем Востоке его история началась только в XIX веке. В 1875 году было принято решение о поддержке сообщения по трем внутренним линиям:
- Владивосток – Корсаков;
- Владивосток – Николаевск-на-Амуре;
- Владивосток – Посьет.
Среди компаний конца XIX века, развивающих каботажное сообщение, было и общество «Добровольный флот», которое с течением времени станет одной из крупнейших транспортно-логистических компаний в России – Транспортной группой FESCO. Компания продолжит традицию предков и будет осуществлять все возложенные обязательства в рамках Северного завоза.
Продолжая традиции
Еще в прошлом веке FESCO активно доставляла грузы в отдаленные регионы Дальнего Востока: Анадырь, Певек, Эгвекинот, Корсаков, Магадан, Сахалин. На судах везли стройматериалы, топливо, товары народного потребления. Грузили поначалу навалом, затем в контейнерах. Движение судов в районе Крайнего Севера осложняется ледовой обстановкой, но, несмотря на погодные условия, FESCO десятилетиями доставляет груз, столь нужный для регионов.
Сегодня в FESCO за работу каботажных линий отвечает отдельный департамент. Сотрудники FESCO курируют перевозки и взаимодействуют с клиентами.
«Сейчас на Дальнем Востоке работают четыре каботажные линии: FESCO Petropavlovsk-Kamchatskiy Line, FESCO Magadan Line, FESCO Korsakov Direct Line, FESCO Anadyr Direct Line. Такая география сервисов охватывает все отдаленные районы. Каботажный флот FESCO состоит из восьми судов. Два из них – новые контейнеровозы, которые были приняты в этом году. Главными задачами моего департамента является операционное и коммерческое управление каботажным флотом FESCO на Дальнем Востоке, обслуживание клиентов сервиса по приему, отправке и выдаче груза. Работаем уверенно и слаженно, всегда открыты к диалогу», – рассказал о работе руководитель департамента по управлению морскими каботажными сервисами FESCO Роман Шолохов.
В этом году линия FESCO Korsakov Direct Line (FKDL) отметила свое 25-летие. За это время контейнеровозы FESCO совершили более 1600 рейсов и перевезли свыше 390 000 TEU.
Комфорт клиентов
За четверть века работа каботажных линий сильно изменилась. Менеджеры FESCO все реже работают с бумажными носителями и уже давно не относят списки погрузок на суда, а оформляют документы в электронном виде.
Клиенту тоже стало комфортнее. При помощи онлайн-сервиса MY.FESCO он может рассчитать предлагаемую стоимость перевозки и заключить договор, не выходя из дома.
Отдел по работе с клиентами по управлению морскими каботажными сервисами FESCO работает ежедневно без выходных. Менеджеры всегда проконсультируют по приемке и отправке груза.
В каботаже бывают и нестандартные случаи. Так, в прошлом году команда FESCO вместе с Владивостокским морским торговым портом осуществила перевозку 24-метровой яхты в Магадан. Такие грузы требуют особой слаженной работы и моряков, и логистов, и портовиков.
Клиенты доверяют FESCO, и об этом говорят не только слова благодарности, но и цифры. За первое полугодие 2023 года FESCO перевезла 42 312 TEU и 16 446 тонн генерального груза.
Вместе с портом
Отправлять жизненно важные грузы в труднодоступные северные города Дальнего Востока – одна из важных миссий FESCO. Большую роль в этом играет производительность Владивостокского морского торгового порта, который также входит в Транспортную группу.
«Каботажное направление FESCO растет из года в год. За первое полугодие 2023 года, грузооборот Владивостокского морского торгового порта в каботаже составил почти 90 000 TEU – на 12 % больше аналогичного периода годом ранее. Этот прирост позволил нам увеличить свою долю в северном завозе среди стивидоров Приморского края. В первом полугодии 2022 года она составляла 50%, а в текущем году – уже 55%!» – сообщила коммерческий директор ВМТП Елена Казарина.
Специально под каботажные суда в ВМТП всегда зарезервированы отдельные причалы. Портовики обрабатывают каботажный флот без сбоев, и обработка контейнеровозов идет с ходу. Владивостокский морской торговый порт постоянно наращивает мощности, что позволяет обрабатывать грузы в штатном режиме даже в пиковые сезоны.