Делегации из Приморья и провинции КНР Цзилинь провели переговоры в регионе по вопросам дальнейшего строительства новых дорог, повышения объемов грузоперевозок и развития российско-китайских пограничных переходов.
Руководитель агентства международного сотрудничества Алексей Старичков поприветствовал китайских партнеров и поблагодарил за визит в Приморский край.
«Приморский край и провинцию Цзилинь связывают два пункта пропуска: автомобильный «Краскино – Хуньчунь» и железнодорожный «Махалино – Хуньчунь». Это две артерии, которые позволяют нам обмениваться грузами, товарами, а через автомобильный пункт – еще и пассажирами», – заявил он.
В свою очередь начальник канцелярии пунктов пропуска китайской провинции Цзилинь Пан Хунту отметил рост позитивной динамики и темпов сотрудничества между двумя территориями.
«Мы добились больших успехов в рамках нашего сотрудничества и на автомобильном, и на железнодорожном пунктах пропуска. Автомобильный пункт «Краскино – Хуньчунь» функционировал даже во время пандемии. За год объем перевозимых грузов увеличился с 3 миллионов тонн до 3,6 миллиона тонн. И мы рады сегодня встретиться и обсудить дальнейшие перспективы сотрудничества», – добавил он.
Именно 32-я Харбинская международная торгово-экономическая ярмарка стала ключевым в возобновлении регулярных очных встреч делегации Китая и России после долгого перерыва.
«На всех площадках Приморский край выдвигал прежде всего инициативы в области совершенствования транспортной логистики. Это совместное развитие транспортной дорожной и портовой инфраструктуры, реализация проектов строительства новых портов, таких как насыпной порт в Славянке, порт в бухте Суходол с зерновым терминалом. Предложили осуществлять транзит китайских грузов через железнодорожную и портовую инфраструктуру Приморья в южные китайские порты и страны АТР, организовать авиарейсы из владивостокского аэропорта в китайские аэропорты Далянь, Яньцзи, Муданьцзян, Шанхай. Инициировали перевод автомобильных пунктов пропуска на круглосуточный режим работы», – комментировал губернатор Приморского края Олег Кожемяко.
На данный момент на строительной площадке нового пункта пропуска Пограничный, который возводится рядом с действующим погранпереходом, ведутся работы: закупают материалы и оборудование, прокладывают дорогу для большегрузов. Новый МАПП «Пограничный» позволит пропускать до 1300 транспортных.
Пограничный – один из приоритетных объектов для страны. Он занимает первое место по объему трафика в Приморье. Строительство нового объекта началось 10 лет назад, но было заморожено. Объект был передан Минтрансу России и ФГКУ «Росгранстрой».
Вопрос о развитии дорожно-транспортного взаимодействия между Приморским краем и провинцией Хэйлунцзян рассмотрели также в ходе двусторонней встречи заместитель председателя правительства Приморского края Валерий Прокопчук и заместитель мэра города Цзиси Китая Чэнь Линь.
Стороны обсудили ряд вопросов, включая строительство пограничных пунктов пропуска Турий Рог – Мишань, Марково – Хулинь; идею строительства железнодорожных пунктов пропуска Хулинь – Лесозаводск, Мишань – Турий Рог; а также проект трансграничного конвейера между двумя странами. Также в 2024 году будет закончен двусторонний автомобильный пункт пропуска «Марково».
В целом в 2022 году внешнеторговый оборот края вырос почти на 20% – с 7,1 млрд долларов до 8,5 млрд долларов. Количество стран-партнеров увеличилось с 74 до 120. В текущем году тенденция продолжается. При этом торговля с Китаем растет опережающими темпами. По итогам первого квартала наш внешнеторговый оборот вырос на 62% – с 1,3 до 2,2 млрд долларов, а доля КНР во внешней торговле превысила 65%. Со странами Азии работает более 90% экспортеров Приморского края.
Ранее развитие дорожно-транспортного взаимодействия обсуждалось во время рабочего визита делегации из Приморья под руководством Олега Кожемяко в Харбин. Были затронуты темы строительства пограничных пунктов пропуска Турий Рог – Мишань, Марково – Хулинь; идею строительства железнодорожных пунктов пропуска Хулинь – Лесозаводск, Мишань – Турий Рог; а также проект трансграничного конвейера между двумя странами.
При этом проект «Курс на Восток» открывает новые возможности для Приморского края и китайской провинции Цзилинь. По итогам 2022 года оборот внешней торговли вырос на 122%, а по бюджету – до 13 миллиардов долларов. При этом стран-партнеров стало более сотни, а Приморье рассматривает напрямую создать торговые представительства региона в Поднебесной.
Весь Дальний Восток, исторически имеющий тесные связи со странами АТР, получил мощный стимул к развитию. Открытие границ и курс России на Восток дали возможность вывести сотрудничество с Китаем на новый уровень. На торговлю с ним традиционно приходится более половины внешнеэкономического оборота Приморья. По итогам двух кварталов 2023 года удельный вес КНР составил 65,6% от всего внешнеторгового оборота Приморского края.
Ранее губернатор Приморского края Олег Кожемяко неоднократно отмечал, что с КНР установлены контакты в туризме, розничных продажах и поставках товаров, а также транзите через железнодорожные магистрали и порты. Это сотрудничество оказало значительное влияние на рост товарооборота между странами.
Приморский край продолжает с Китаем сохранять давние традиции дружбы и сотрудничества. Даже несмотря на закрытые границы, страны сохраняли межрегиональные связи и поддерживали внешнеэкономический бизнес.