Участники рынка стали зарабатывать больше за счет продажи непрофильных продуктов. Речь идет о страховании, телемедицине, СМС-информировании и прочих дополнительных услугах. В 2022 году выручка МФО за счет «допов» увеличилась на 17% от суммарного дохода, что на 4% больше по сравнению с 2021-м.
Тренд сохранился и в текущем году в связи с ужесточением регулирования со стороны Центробанка. По данным регулятора, примерно четверть МФО значительно увеличили доходы (более 10%) за счет продажи дополнительных услуг. Таким образом компании стремятся компенсировать снижение объемов выданных займов, но это может привести к трудностям с удержанием клиентов.
Люди обращаются в МФО в первую очередь для получения денег в долг, а не за страхованием и прочими услугами, не связанными с кредитованием, говорит гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев. Однако финансовые организации был вынуждены изменить политику для компенсации издержек, которые возникли из-за ужесточений со стороны регулятора и экономической ситуации в стране.
В Манимен сообщили, что в 2022 году продуктовая линейка пополнилась полезными опциями, в том числе услугой «Персональный кредитный рейтинг». Ее суть заключается в том, что люди могут оценить свою надежность как заемщиков. В ГК Eqvanta сообщили о повышении спроса на страхование здоровья и рисков, связанных с потерей трудоспособности.
По итогам 2022 года портфель онлайн-микрозаймов вырос на 11% по сравнению с 2021-м и достиг 364 млрд руб. Увеличение показателя вызвано в первую очередь увеличением портфеля IL-займов и объема выдач в дистанционном режиме. В прошлом году на них пришлось 66% от всех предоставленных микрокредитов. Чистая прибыль МФО увеличилась на 39% (до 41 млрд. рублей), а доля просрочек длительностью более трех месяцев не превышает 35% от портфеля.
Участники рынка считают, что в текущем году многие компании продолжат расширять продуктовую линейку за счет сторонних продуктов в связи со снижением максимальной ставки с 1% до 0,8% в день, итоговой переплаты по займу — с 1,5х до 1,3х. По мнению экспертов, МФО будут компенсировать издержки за счет продажи «допов».
«Большинство заемщиков при оформлении «допов» не осознают, что взяли на себя дополнительные обязательства, — говорит эксперт проекта «Народного фронта» «За права заемщиков» Алла Храпунова. – Они просто соглашаются со всеми одобренными услугами, нажимая на кнопки «Далее» и «Принимаю» все», — отмечает она.
Стоит отметить, что не все участники рынка ожидают, что смогут существенно увеличить выручку за счет их продажи. Некоторые из компаний не разработали непрофильные продукты и не планируют их внедрение в текущем году.
По данным Summit Group, если отображается страховка при заполнении заявки, количество оформленных займов снижается в среднем на 6% среди новых заемщиков, на 3% — среди постоянных клиентов. По мнению директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Ивана Уклеина, после внесения корректировок в закон «О потребительском кредите (займе)» высока вероятность включения допуслуг в полную стоимость займа.