Приморский край получил колоссальную возможность для развития и расширения после переориентации России на Восток. В крае ведется активная работа по модернизации ключевых сфер экономики. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко подробнее рассказал об основных направлениях роста в связи с изменениями на геополитической арене и планах на будущее.
- В связи с началом специальной военной операции Владимир Путин объявил о новом курсе страны – на Восток. Если говорить об основных партнерах края, какие произошли изменения? Можно ли выделить самые яркие реализованные международные проекты? Как изменилась цифра и структура товарооборота после снятия всех ограничений и геополитических изменений?
- В первую очередь стоит отметить, что данное направление не является экстренной реакцией на «железный занавес», выстроенный Евросоюзом и США после февраля 2023 года. Более десяти лет Россия уверенно движется по этому пути, переориентируя и внешнюю политику, и экономику на страны БРИКС и АТЭС. Именно они на сегодняшний день являются новыми центрами технологического прогресса, экономического роста, масштабного увеличения кадров, различных производств и капиталов. Приморский край оказался в самом эпицентре всех этих событий. Имея тесные исторически сложившиеся связи со странами АТР, Дальний Восток имеет возможность не только для активного развития, но и для укрепления сотрудничества. Средняя доля торговли с Китаем традиционно составляет более половины от всего внешнеэкономического оборота региона. По итогам двух кварталов 2023 года удельный вес КНР составил 65,6% от всего внешнеторгового оборота Приморского края.
Одним из самых продуктивных событий стало посещение нашей делегацией 32-й Харбинской международной торгово-экономической ярмарки. Именно это послужило активным импульсом для восстановления и дальнейшего развития нашего сотрудничества. Более 150 приморских предпринимателей представляли наш регион и его продукцию. В будущем делегация также планирует посетить ярмарку XIV ЭКСПО «Китай – Северо-Восточная Азия», которая состоится с 23 по 27 августа 2023 года в китайском городе Чанчунь. На данный момент заявки на участие для продажи своей продукции подали 50 предпринимателей.
Если говорить о цифрах товарооборота, то с начала 2023 года товарооборот Приморья и Китая составил почти 5,4 млрд долларов. В его основе в первую очередь продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, также минеральные продукты и топливно-энергетические товары.
- В связи с изменениями партнерства и геополитической ситуацией развитие каких сфер экономики края становится приоритетным и каким образом оно будет происходить? Отдельно хочется узнать про малый и средний бизнес: его долю в экономике Приморья, существующие меры поддержки?
- Нами совместно с правительством РФ была проделана масштабная работа по подготовке материально-технической и законодательной базы для расширения и развития сотрудничества со странами АТР. И Приморский край играет в данном вопросе ключевую роль.
Своевременное реагирование и принятие ответных мер не только нивелировали негативные последствия для экономики региона, но и заложили новый фундамент для отечественных производителей. Это подтверждается и увеличением внешнеторгового оборота края, который за 2022 год вырос на 73% в сравнении с 2018 годом. При этом только за прошлый год – на 23%, за это же время количество стран-партнеров выросло на 29% – с 93 до 120.
Ведется активная работа по разработке и реализации программы ускоренного развития региона. Ее результатом будет увеличение грузооборота со 150 млн тонн до 311 млн тонн за счет импорта грузов в контейнерах.
При этом не только транспортно-логистический узел является приоритетным звеном в экономики Приморья. В регионе на постоянной основе реализуются проекты, касающиеся поддержки и развития судостроения и судоремонта, сельского хозяйства, переработки и производства сельскохозяйственной и пищевой продукции, строительства, добычи и переработки водных биологических и лесных ресурсов, а также туризма.
С прошлого года в крае работает поддержка малого и среднего бизнеса в различных плоскостях, в том числе предпринимателям предоставляются налоговые льготы, субсидии и государственные гарантии. Были снижены ставки на микрокредиты, комиссия Гарантийного фонда обеспечила рассрочку по уплате процентов, продлен срок действия градостроительных и разрешительных документов.
Помимо прочего, четыре года подряд проводится конкурс «Приморский старт», который позволяет предпринимателям получить грант на свой проект. За все время проведения было подано более 300 заявок, из которых 30 победителей получили по 2 млн руб.
- Планируется ли в крае обновление имеющихся и строительству новых портовых мощностей в связи с увеличением товарооборота?
- Разумеется, немалая часть бизнеса позитивно откликнулась на новое направление и уже инвестировала в некоторые проекты. Так, уже ведется проектирование и строительство портов Суходол, «Вера», «Коулстар», ВМТП, ВСК, «Аврора» и других, чей оборот составит около 163 млн тонн. В планах строительство «сухих портов» общей мощностью до 3 млн TEU в год. Крупнейший строится в городе Артеме, его мощность предполагается в 1 млн TEU. К 2030 году общая мощность портов будет увеличена в два раза, до 300 млн тонн. Общий объем инвестиций составит почти 400 млрд руб.
- А если говорить про железнодорожный комплекс: объем грузов, направляемых в Китай, растет с каждым кварталом. Планируются ли какие-либо изменения в данной сфере?
- На фоне развития портовой инфраструктуры возникает острая необходимость модернизировать и сферу РЖД. Мы надеемся, что в ближайшем будущем будут направлены дополнительные средства для масштабного расширения Восточного полигона.
Однако весь транспортный комплекс региона успешно справляется со стоящими перед ним задачами. Совместными усилиями Минтранса, РЖД и приморских портов удается грамотно распределять растущий грузопоток. За первое полугодие на станциях Дальневосточной железной дороги в Приморском крае погружено 11,8 млн тонн различных грузов, это на 24% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Нами ведется активная работа по модернизации и переоснащению приграничных автомобильных пунктов пропуска. Также ведется проектирование подъездов ко всем пунктам пропуска, часть проектно-сметной документации уже готова. Общая стоимость первоочередных объектов составит около 15,8 млрд руб.
- Много раз говорилось о том, что есть потребность увеличить время работы пограничных переходов между Россией и КНР. Когда можно ожидать подобных решений?
- Работа в данном направлении уже ведется. С прошлого года благодаря принятым мерам пропускная способность автомобильных пунктов пропуска выросла по количеству грузовых автотранспортных средств на 77%, до 20 тыс. автомобилей. Что касается железнодорожных пунктов пропуска – грузопоток за этот же период увеличился на 6%.
И тем не менее мы видим, что этих мощностей недостаточно. Нами было предложено продлить режим работы приграничных пунктов пропуска на четыре часа с дальнейшей перспективой круглосуточной работы. Данный вопрос будет рассматриваться на очередном заседании рабочей группы комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая.
- Важной отраслью для Приморского края является туризм. Какая работа ведется в данном направление? На что направлены основные усилия по привлечению гостей? На внутренний туризм или на иностранных граждан?
- В текущем году планируется принять более 3,5 млн туристов на территории Приморского края. Благодаря разнообразию флоры и фауны, богатой истории и климатическому постоянству край имеет высокую возможность для развития разных форматов туризма – пляжного, гастрономического, этнографического, событийного и спортивного. При этом мы принимаем гостей не только из других регионов нашей страны, но и из Китая, Вьетнама, Южной Кореи, Японии, других стран.
Сейчас ведется работа по возобновлению полного безвизового группового туризма между Россией и Китаем, введение единой электронной визы и увеличение номерного фонда. В планах в рамках исполнения поручения президента Владимира Путина строительство одного из пяти круглогодичных курортов. Активное развитие данной отрасли привлекает не только туристов, которые служат импульсом, но и, что немаловажно, инвесторов, которые поверили в Приморье и активно вкладываются в это направление.
- Грядет большое событие – Восточный экономический форум. Вероятнее всего, все озвученные вопросы будут затронуты и там. Что в планах презентовать в рамках форума и какие основные вопросы будут затронуты?
- На данный момент оргкомитетом форума и Минвостокразвития формируется деловая программа грядущего события. В наших планах презентация комплексной программы ускоренного развития ключевых отраслей экономики Приморского края до 2030 года.
Есть необходимость обсуждения вопросов модернизации инфраструктуры, повышения производительности портов и транспортно-логистических центров, создания свободных таможенных зон и подведение первых итогов Федерального проекта «Профессионалитет».
Будут представлены проекты «Развитие», которые позволят создавать производственные кооперации промышленных предприятий и субъектов малого и среднего предпринимательства и «Профессиональная ориентация детей старшего школьного возраста» – в рамках реализации Национальной социальной инициативы.
Отдельно будут затронуты темы социально-экономического развития, вопросы энергосбережения и энергоэффективности в сфере ЖКХ, формирования культуры разумного потребления в промышленности и строительстве, а также внесения изменений в законодательство в части сельскохозяйственных грузов, пиломатериалов.