Приморский край в настоящее время становится одной из наиболее стратегически важных территорий России, позволяющих держать объявленный президентом курс на Восток. Об этом во время ежегодного отчета перед Законодательным собранием края заявлял глава региона Олег Кожемяко.
Губернатор уверен, что новое время создает новые точки роста для Приморья и для развития края нужно максимально использовать все открывающиеся возможности.
«Мы видим: Приморский край – край успешных и предприимчивых людей. И если долгое время его воспринимали как далекую периферию, то теперь он становится главным регионом российского Дальнего Востока, «парадными воротами», через которые Россия, в рамках объявленного президентом Владимиром Владимировичем Путиным курса на Восток, устанавливает контакт со всем миром. Новое время дало Приморью новые возможности. Этих возможностей край не упустит. Из резерва мы вышли на передовую. Настало время быть первыми – это наше, приморское время», – заявил Олег Кожемяко.
Огромное значение в настоящее время имеет многостороннее развитие партнерских отношений с Китаем. Об этом говорят рабочие поездки в Поднебесную первых лиц страны – председателя правительства РФ Михаила Мишустина и председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Будучи не только приграничным регионом, но транспортным хабом, Приморский край также принимает деятельное участие в реализации «курса на Восток». Так, в июне текущего года губернатор Приморского края Олег Кожемяко посетил Харбин.
На церемонии открытия Первого российско-китайского форума инвестиционного сотрудничества глава региона заявил о том, что в Приморье до конца года будет создана Международная территория опережающего развития (МТОР). Ее резидентами могут быть компании, выпускающие только высокотехнологичную продукцию.
Олег Кожемяко подчеркнул, что Китай является главным партнером Приморья в области торговли и инвестиционного сотрудничества. В крае на данный момент действует режим свободного порта Владивосток и четыре территории опережающего развития с различными налоговыми преференциями, в которых реализуется более 40 проектов с участием китайских инвестиций.
Губернатор предложил китайским компаниям воспользоваться льготными условиями ведения бизнеса в Приморском крае по таким направлениям, как развитие портовой, логистической и дорожной инфраструктуры, строительство сухих портов, погрузочных комплексов, зерновых и лесных терминалов, складов, производство современных строительных материалов, автомобиле- и домостроение, а также пищевая промышленность.
Олег Кожемяко отметил, что в Харбине планируется открыть представительство Приморского края, задача которого – продвижение экспортного потенциала региона и привлечение инвестиций. Глава региона выразил уверенность в том, что представительство обеспечит хорошую коммуникацию между приморским бизнесом и китайскими партнерами.
По словам директора АНО «Инвестиционное агентство Приморского края» Дмитрия Макарова, Приморский край всегда привлекал китайских инвесторов и этому есть своим причины. В первую очередь географическое положение, логистические преимущества, ресурсный потенциал и активно развивающаяся инфраструктура края – порты, дороги, аэропорты и телекоммуникационные сети.
«Это способствует более эффективному перемещению товаров и позволяет китайским инвесторам реализовывать свои проекты в регионе, – отмечает он. – Имея в багаже успешно наработанный опыт сотрудничества с Китаем, Приморье имеет преимущество перед другими регионами России, что объясняет его статус «ворот в Азию» в масштабах всей страны».
О важности Приморья как крупного логистического хаба, а также работе в увеличении его мощностей говорит руководитель агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков.
«Развитие транспортной инфраструктуры и транспортная логистика как таковая – это наиболее важное направление работы Приморского края, это основная отрасль специализации нашего региона. В условиях усиления нашего сотрудничества с Китаем работа на этом направлении приобретает первоочередное значение, – подчеркнул глава ведомства. – Наши порты работают с возрастающей нагрузкой. Идет интенсивная работа по развитию инфраструктуры погранпереходов: строятся новые пункты пропуска. И есть перспектива окончания этих работ в 2024 году. Это означает, что пропускная способность автомобильных погранпереходов увеличится в несколько раз, и грузы пойдут в том числе по направлениям к морским портам».
Приморью есть что предложить китайским инвесторам. Это в первую очередь, крупнейший агропромышленный проект – совместная россйско-китайская компания «ЛегендАгро Приморье», будучи резидентом ТОР «Михайловский», реализует масштабный инвестпроект по строительству зернового терминала и заводов по глубокой переработке сои, риса и кукурузы.
«Приморский край активно развивает туристическую инфраструктуру и предлагает возможности для инвестиций в отельный бизнес, развлекательные комплексы и другие сферы, связанные с туризмом», – подчеркивает директор АНО «Инвестиционное агентство Приморского края».
В качестве примеров он приводит проект строительства Центра зимних видов спорта «Синяя сопка» в Артемовском городском округе, который перешел в стадию реализации второго этапа – создания горнолыжного центра. Исторический парк «Изумрудная долина» в Уссурийском городском округе также ожидает потенциальных инвесторов.
Отметим, что турпоток из Китая в Приморский край продолжает расти. Ранее руководитель краевого агентства по туризму Арсений Крепский заявил о том, что постепенно Приморский край возвращается к допандемийным показателям посещаемости туристами, в числе которых и жители Поднебесной. По словам руководителя агентства, за первые 3 месяца в регионе побывали уже более 470 тыс. туристов, что в 2 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Инвесторов из Китая также может заинтересовать участие в строительстве гостинично-ресторанного комплекса «Маньчжурия» и экофермы «Озерное», участие в строительстве базы отдыха «Южный риф» в поселке Южно-Морском Находкинского городского округа и участие в реализации проекта по созданию Центра апикультуры в с. Минеральное.
Особое место занимают проекты, направленные на импортозамещение. Среди них организация производства жестяно-баночных изделий компанией «Восточный берег» и расширение каталога продукции компанией «Примстроитель», производящей профессиональный строительный крепеж и метизы.
«Приморский край продолжает притягивать внимание китайских инвесторов своим географическим положением, ресурсным потенциалом и развитой инфраструктурой. Реализация различных проектов на территории Приморья открывает новые возможности для сотрудничества между Россией и Китаем. Вместе с курсом на Восток Приморский край становится ключевым игроком в привлечении китайских инвестиций и способствует укреплению экономических связей между двумя странами», – добавил Дмитрий Макаров.
Отметим, что внешний торговый оборот Приморского края с Китаем в прошлом году составил около 7,5 млрд долларов, что почти вдвое больше, чем годом ранее. При этом статистика первого квартала текущего года уже свидетельствует о том, что показатель товарооборота в этом году будет еще выше.