Владивостокская крепость является знаковым объектом города, который важно и необходимо популяризировать. К такому выводу пришли руководство музея-заповедника и министерство культуры и архивного дела Приморского края. При этом ограничиваться рамками региона они не стали: так появился проект, получивший грант Президентского фонда культурных инициатив в размере 27 миллионов рублей. О деталях масштабного проекта, а также о том, как будет проводиться работа с детьми в рамках его реализации, рассказал директор Государственного объединенного Музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай.
- Виктор Алексеевич, расскажите, какую роль в появлении проекта сыграло правительство Приморского края?
- Правительство Приморского края в лице заместителя председателя правительства и министра культуры и архивного дела Елены Николаевны Бронниковой написало письмо в поддержку нашего гранта. Скажу больше, еще до того, как мы подали заявку на грант, губернатор Приморского края и правительство региона поддержали наше давнее предложение объявить следующий год Годом Владивостокской крепости. Хочу сказать, что Олег Николаевич неоднократно подтверждал действиями, что крепость – один из важнейших и символических ресурсов здесь на территории, которые требуют всяческой всесторонней поддержки. И по мере сил правительство в рамках своих полномочий старается нам помогать. Нам это очень важно за тем, чтобы, пользуясь возможностью, аккумулировать все ресурсы – правительства края, правительства страны, городской администрации, общественных организация – для работы с этим памятником, потому что он огромный и до сих пор остается terra incognita.
- Что собой представляет грант? Какова его концепция?
- Хочу начать с того, что когда создавался крупнейший музей-заповедник «Владивостокская крепость», мы не тешили себя иллюзией, что наше поколение исследователей сможет поставить точку в изучении этого объекта. Мы отдавали себе отчет в том, что ни одно поколение музейщиков – ни наше, ни следующее – эту работу не закончит.
Владивостокская крепость – это сотник тысяч биографий и сотни выдающихся биографий, и все это как-то рассеялось в XX веке, и крепость, история которой не полита кровью, растворилась в городе. Нам предстоит найти способ, как создать некую эмоциональную сопричастность к этому объекту. Дело в том, что мы можем рассказать про калибры, про сужение дул, про марку бетона, про количество километров, про шоссейные и канатные дороги, но для многих это очень утомительно и не цепляет. Мы решили в рамках этого проекта сделать уйти от музейности и познакомить всех с крепостью совершенно неожиданным способом.
Мы исходили из того, что человек, живущий в России, – это человек художественного мышления. Он очень хорошо принимает, любит и дальше живет с явлениями, которые получили художественное осмысление. Одним из наиболее ярких примеров может служить роман Льва Толстого «Война и мир» о войне с Наполеоном в 1812 году. Однако не каждое историческое событие получает такое переосмысление. Мы можем пропускать, даже изучая в школе какие-то вещи, не принимать близко к сердцу то, что нам не рассказал одаренный, талантливый, а лучше – гениальный человек, которому легко можно поверить. Вот мы пошли по этому пути и подумали о том, что литература и кинематограф о крепости – это, возможно, вопрос будущего. И мы взяли из всех жанров на ближайшее будущее – 1,5 года реализации проекта – музыку.
Талантливых композиторов много, но мы хотели, чтобы это было не просто талантливо, а на грани гениального, чтобы появилось музыкальное произведение, которое бы рассказало о Владивостокской крепости, и это бы зазвучало в мировом масштабе.
Музыка в проекте является магистральным направлением, но задействованы и другие жанры.
- Есть ли у вас видение, что это будет за музыка? Определен ли жанр?
- Мы мечтаем, чтобы после 2024 года в мировой музыке появилось произведение, которое бы целиком и полностью было посвящено Владивостокской крепости, а через это – и городу. Из всех ныне здравствующих великих композиторов мы остановились на замечательном, выдающемся отечественном композиторе Владимире Мартынове. Большая удача, что он согласился с нами поработать. Мы много думали о том, что это могло бы быть, однако мы решили оставить за ним последнее слово.
Он никогда не был во Владивостоке и ничего не знает о Владивостокской крепости, однако ему приятно думать о том, что какое-то количество людей здесь обращаются к нему и к его таланту с тем, чтобы помочь рассказать какую-то большую историю языком музыки.
- Создание музыкального произведения о Владивостокской крепости – это лишь часть проекта, верно?
- Да, конечно. В рамках проекта мы делаем совместный проект с музеем архитектуры им. Щусева и показываем его в Москве. Если мы рассказываем большую историю, то нужно это делать не только в масштабах города, что мы итак делаем, нам нужно это делать регулярно и систематически в масштабе всей страны. За Уралом живет 120 миллионов человек, и нам нужно говорить о себе там – на более широкую аудиторию.
Музей архитектуры им. Щусева – очень выгодный для нас партнер, поскольку это очень популярная площадка в Москве, на которой рассказывают об истории мировой и отечественной архитектуры. Мы сделаем первую попытку рассказать о крепости с точки зрения инженерного искусства, военно-инженерного искусства и архитектуры. Выставка запланирована на июль-август 2024 года.
В рамках проекта планируется также провести фотоконкурс. Дело в том, что у Владивостокской крепости нет своего фотоархива, нет достаточного объема визуального материала, чтобы смогли сегодня сделать современный полноценный альбом, показывающий красоту и живописность этих объектов.
- Расскажите подробнее о фотоконкурсе. Какова его цель? Кто может принять в нем участие?
- В фотоконкурсе могут принять участие все желающие – жители и гости региона. Также мы решили не делать ограничений по возрасту. При правильной архитектуре фотоконкурс позволяет получить первичный материал в достаточном объеме, чтобы был выбор. И, может быть, хватит на хороший альбом. А, может быть, мы поймем, что не хватит. Если не хватит, то у нас есть другая затея, которая продолжит год крепости. Это фоторезиденция на Владивостокской крепости вместе с нашим флагманским партнером – музейным московским Домом фотографии. Она нацелена на привлечение людей со всего открытого нам мира, которые умеют или которым интересно снимать объекты подобного рода. Эффект от этого может быть даже больше, чем мы предполагаем, потому что люди, пережившие положительный опыт, делятся им с окружающими.
- В прошлые годы на объектах Владивостокской крепости проводились музыкальные пикники. Планируются ли в рамках проекта мероприятия такого плана?
- Да, конечно. И уже достаточно скоро. В сентябре этого года состоится, по нашим меркам, грандиозное событие – на пороховом погребе № 13. Для того чтобы начать фестиваль Владивостокской крепости, мы выбрали очень красивое и грандиозное всемирно известное музыкальное произведение. Произведение Карла Дженкинса Adiemus будет исполнено оркестром московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова и джаз-хором Свердловской государственной детской филармонии, а это 120 музыкантов. Оно посвящено простой идее – о том, что нам всем нужно жить в мире. Это фантастическое, трогательное и масштабное произведение.
В 2024 году мы планируем провести общегородской концерт на пороховом погребе № 13, приуроченный ко дню крепости (135-летию Владивостокской крепости). Оркестр московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова исполнит произведения Сергея Прокофьева. Концерт будет сопровождаться показом фрагментов из фильма Сергея Эйзенштейна «Александр Невский».
- А что-то для детей в рамках проекта предполагается?
- В рамках проекта особое значение имеют мероприятия для детей и молодежи. Наши коллеги разрабатывают курс лекций и программ. Вы можете предположить, что это уроки истории, но нет. Дело в том, что мы пытаемся сделать крепость и открытые уроки на ней в теплое время года не только для возможности изучать историю, но и физику, геометрию, биологию. Инженеры, проектировавшие объекты крепости, блестяще знали физику. Крепость многогранна, и мы пытаемся ее вскрыть.
- Есть ли уже понимание, в каких форматах будут проводиться эти мероприятия? Это будет работа со школами или через «Арсеньевскую карту»?
- Поскольку мы изначально потревожили правительство и губернатора с этой идеей, и они поддержали наши идеи и запросили от нас конкретные предложения. Мы рассказали о том, что можем сделать. И здесь нам правительство нужно для того, чтобы это грамотно и аккуратно интегрировать в учебный процесс. Там вариативность очень широкая. Правительство только запускает «Арсеньевскую карту», и у нас уже есть опыт взаимодействия. Мы готовы к любой форме сотрудничества.
Напомним, губернатор Приморья Олег Кожемяко в День защиты детей дал официальный старт проекту «Арсеньевская карта», который представляет собой маршрут по учреждениям культуры, мероприятиям и отдельным произведениям, имеющим высокий уровень просветительского значения. Проект на данный момент действует в пилотном режиме. В июне он реализовывался только во Владивостоке, а с 1 июля к нему присоединились Артемовский городской округ и Надеждинский муниципальный район. Все школьники Приморья смогут воспользоваться «Арсеньевской картой» уже с сентября.