Приморский край развивается в рамках «Курса на Восток», улучшает экономический потенциал и налаживает связи после пандемии с ближайшими соседями, несмотря на санкции со стороны Запада, сообщает PRIMPRESS. Об этом говорят губернатор Олег Кожемяко и эксперты в области экономики.
По словам губернатора Приморского края Олега Кожемяко, Приморье – это край предприимчивых людей со своими возможностями. Благодаря усилию жителей регион адаптировался к новым условиям, чтобы выйти на новый уровень.
«И если долгое время его воспринимали как далекую периферию, то теперь он становится главным регионом российского Дальнего Востока, «парадными воротами», через которые Россия в рамках объявленного президентом Владимиром Владимировичем Путиным курса на Восток устанавливает контакт со всем миром», – отметил губернатор в ходе ежегодного отчета перед депутатами ЗС ПК.
Так, по итогам 2022 года оборот внешней торговли вырос на 122%, а по бюджету – до 13 миллиардов долларов. При этом стран-партнеров стало более сотни, а Приморье рассматривает напрямую создать торговые представительства региона в Поднебесной.
Как отметил руководитель представительства МИД России в городе Владивостоке, посол по особым поручениям Андрей Броварец, «Курс на Восток» – это естественное направление политико-экономического вектора современной России.
«Приморье располагает всем необходимым для того, чтобы оставаться ключевым элементом российского Дальнего Востока: здесь находятся крупные морские порты, начинается Транссибирская железнодорожная магистраль. На встречах с деловой общественностью, международных экономических форумах и конференциях краевыми властями под руководством действующего губернатора неоднократно подчеркивалась мысль о целесообразности все более эффективного вовлечения нашего региона в эксплуатацию Северного морского пути. Уровень взаимного доверия между российской и китайской стороной, о котором в Москве и Пекине все чаще говорят на самом высоком уровне, реализуется в практической плоскости именно здесь», – добавил Андрей Броварец.
Многие эксперты, предприниматели, да и сами жители Приморья отмечают, что в 2023 году после отмены значительной части противопандемийных ограничений возобновились туристические поездки через российско-китайскую границу, грузоперевозки. Бизнес-сообщество из Приморского края все чаще выстраивает рабочие отношения с КНДР, Социалистической Республикой Вьетнам, Республикой Индия. Интерес с точки зрения квалифицированной трудовой миграции в регион проявляют в Мьянме и Бангладеш. Действующая региональная власть в течение последних лет зарекомендовала себя с положительной стороны на международной арене.
Отметим, что Приморский край и Китай связывают давние традиции дружбы и сотрудничества. Даже несмотря на закрытые границы, страны сохраняли межрегиональные связи и поддерживали внешнеэкономический бизнес.
«Результатом нашей общей работы стало увеличение в прошлом году товарооборота Приморья с КНР на 46% – до 7,5 миллиарда долларов. При этом большая часть расчетов в торговле проходит в юанях. Доля Китая во внешней торговле Приморского края в 2022 году составила две трети (57,7%). Мы планируем увеличить объем торговли с Китаем дополнительно на 2,5 миллиарда долларов и довести общий торговый оборот до 10 миллиардов долларов в этом году», – рассказал PRIMPRESS руководитель агентства международного сотрудничества Приморского края Алексей Старичков.
Китайская Народная Республика (КНР) входит в число трех основных стран-партнеров Приморского края, на долю которых ежегодно приходится большая часть внешнеторгового оборота Приморья. Удельный вес Китая в общем объеме внешнеторгового оборота Приморского края по итогам 2022 года составляет 57,5% (для сравнения: в 2020–2021 гг. он составлял 49–50%).
По информации Дальневосточного таможенного управления, по итогам 2022 года торговый оборот Приморского края с КНР увеличился по сравнению с допандемийным 2019 годом на 76,7% и составил 7,5 миллиарда долларов.
Приморский край экспортировал в 2022 году более 20% сои, почти 19% мороженой рыбы, 16% ракообразных и 14,2% ракообразных от стоимости экспорта. Общая стоимость экспорта по сравнению с предыдущим 2021 годом увеличилась на 705,9 млн долларов США (в 1,6 раза).
Импорт в 2022 году пришолся на приобретение котлов, оборудования, механических устройств, смартфонов. Общая стоимость импорта по сравнению с предыдущим 2021 годом увеличилась на 1 656,8 миллиона долларов.
Стоит отметить, что в рамках «Курса на Восток» двумя сторонами – Китаем и Россией – увеличена пропускная способность автомобильных пунктов пропуска. Благодаря принятым совместно с государственными контрольными органами и китайской стороной мерам организационного-технического характера в 2022 году удалось увеличить пропускную способность автомобильных пунктов пропуска по сравнению с пандемийным 2021 годом по количеству грузовых автотранспортных средств на 77%, по грузам – на 23,5%. Через железнодорожные пункты пропуска за этот же период грузопоток вырос на 6%.
Сейчас доступны все автомобильные пункты пропуска на территория Приморского края, а дальневосточная авиакомпания «Аврора» возобновила авиасообщение по маршрутам Владивосток – Харбин и Владивосток – Пекин на основании виз.
«Ситуация дает России важнейший шанс изучить Восток, сделать его ближе, уравновесить им «европейский крен». Наша задача – по-настоящему понять наших восточных и южных соседей, выстроить дружеские надежные связи, объединить Евразию впервые после Монгольской империи, только на этот раз не силой, а сотрудничеством», – делится директор Института Китая и современной Азии РАН, декан Финансового университета при правительстве РФ Кирилл Бабаев.
Напомним, с 15 по 19 июня приморская делегация во главе с Олегом Кожемяко принимает участие в 32-й Харбинской торгово-экономической ярмарке. Сегодня там проходит презентация региона «Дни Приморского края».