Российский арт-рынок не имеет четкой структуры, системы учета и оценки продаж предметов искусства. Одним словом, он непрозрачен, и это вызывает определенные сложности в оценке происходящих в нем процессов и прогнозировании перспектив. Такой вывод можно сделать по итогам круглого стола, который 25 мая состоялся во Владивостоке.
На данный момент выход на международные арт-ярмарки и аукционы галерей, представляющих современных российских художников, вызывает определенные сложности по ряду причин. Это и затраты на само участие, и серьезный отбор на получение статуса участника, и отсутствие гарантий на отклик со стороны потенциальных приобретателей. В то же время на данный момент перспективным представляется выход на азиатский арт-рынок, при этом Приморский край рассматривается как регион, у которого для этого есть все возможности как с точки зрения географического положения, так и в связи с огромными творческими потенциалами.
Известно, что Китай давно проявляет огромный интерес к русскому искусству, и среди китайских коллекционеров спрос на живопись достаточно высок. Более того, в настоящее время большое количество молодых людей из Китая приезжают, чтобы обучиться масляной живописи, получить академическое образование в профильном образовательном учреждении во Владивостоке. Во многом эксперты это связывают и с тем, что на государственном уровне в Китае пристальное внимание уделяется поддержке культуры и искусство, и вкладываться в него становится модно.
В ходе дискуссии эксперты также подняли вопрос ценообразования. В связи с неразвитостью арт-рынка в России оно преимущественно связано с личными запросами художника, которые либо удовлетворяются потенциальным покупателем, либо нет. Участники дискуссии сошлись во мнении, что стоимость тех или иных работ складывается не столько из стоимости затраченных технических средств, сколько из пунктов творческой биографии художника, его участия в различных мероприятиях, творческой биографии. Важную роль также играет идея, которую он несет своим творчеством, – насколько это уникально, насколько это самобытно, насколько это откликается у зрителя. В то же время важна и узнаваемость автора на том или ином арт-рынке, а это, как уже отмечалось ранее, зависит исключительно от активности автора и его конструктивной работы с галеристом.
По словам экспертов из западных регионов России, в Приморском крае есть огромные творческие ресурсы и потенциалы. Искусство здесь существенно отличается от искусства на западе страны, оно самобытно и интересно. Проблема лишь в том, чтобы российский арт-рынок на Дальнем Востоке наконец заработал и таким образом Россия смогла бы зайти на азиатские арт-рынки. А для этого необходимо проводить свои арт-ярмарки, аукционы и аналогичные мероприятия с привлечением потенциальных покупателей из стран Азии. Реализация таких проектов в свою очередь требует привлечения как минимум государственной поддержки, а как максимум – разворота государственной политики в сторону культуры, оценки ее важности здесь и сейчас как важнейшего инструмента не только внутреннего, но и внешнего развития.