За последние два года в Приморье наблюдается массовая тенденция к езде на безномерных автомобилях. Ужесточение правил парковки, скоростного режима и изменение схем движения в центре Владивостока только усугубили данный тренд. Редакция PRIMPRESS провела исследование и выяснила, почему автомобилисты не хотят ставить свои транспортные средства на учет и как обходят закон.
Оказывается, езда без номеров и документов для некоторых водителей – абсолютная норма. Стоит начать с того, что при покупке автомобиля, не зарегистрированного в России, автомобилисту необходимо получить базовый документ – ПТС или ЭПТС, который содержит все сведения о данном автомобиле. А далее, как известно, автомобилист имеет право ездить на своем транспортном средстве в течение десяти дней после выдачи ЭПТС (ПТС) или после совершения покупки данного автомобиля, не регистрируя его в ГИБДД. Но многие автомобилисты годами пользуются автомобилем, не регистрируя его. Как это возможно?
Оказывается, большинство водителей обходят регистрацию фактически законным путем, каждые 10 дней разрывая и составляя новый договор купли-продажи автомобиля. Лазейка здесь кроется в том, что право собственности в случае сделки купли-продажи авто переходит на основании соответствующего договора. И договор этот не нужно нигде регистрировать, заверять и прочим образом «светить» для ГИБДД и налоговой.
Предъявив инспектору ГИБДД ЭПТС и действительный договор купли-продажи в совокупности с водительским удостоверением, автолюбитель не нарушает законодательство. Однако в этой схеме есть свои недостатки. Автомобиль, который не зарегистрирован в ГИБДД, можно застраховать и в случае ДТП даже получить выплату, но при этом действительный договор купли-продажи в качестве оправдания езды без номеров подойдет только один раз. Если автомобилиста поймают с оформленной страховкой и с договором купли-продажи, который оформлен позже, чем страховка, это может грозить штрафом за несвоевременную постановку автомобиля на учет, который варьируется от 1 тыс. 500 руб. до 2 тыс. руб. А повторное нарушение может грозить штрафом в 5 тыс. руб. или лишением права управления ТС на срок до трех месяцев.
Водителя могут поймать не только в случае ДТП. Рано или поздно нарушение будет зафиксировано и наказано в соответствии с действующими российскими правилами хотя бы потому, что сотрудники ГИБДД неглупые люди и знают о такой лазейке, с которой можно ездить без номеров на машине легально неограниченное время. Поэтому эксперты советуют не рисковать приморцам своим водительским авторитетом и финансами, разъезжая на приобретенном автомобиле без своевременной регистрации.
«Желание ездить без номеров объясняется банальным желанием исключить привлечение к ответственности за нарушение скоростного режима, правил парковки и других правил дорожного движения. Однако следует помнить, что документом, идентифицирующим транспортное средство, является не договор купли-продажи, а паспорт ТС, в котором утверждаются сведения о смене собственника. В случае, если инспектора ГИБДД заинтересует данный вопрос, факт подделки договоров купли-продажи всплывет и приведет к серьезным последствиям», – рассказал юрист Виталий Береговский.
«Страховые компании в первую очередь руководствуются законом. Стоит четко разделять страхование автомобилей по каско, где в 99% случаев страховые компании принимают автомобили, уже поставленные на учет в ГИБДД, и страхование по ОСАГО, которое как раз и позволяет собственнику безопасно доехать до ГИБДД и зарегистрировать свой автомобиль. Если страхователь нарушает установленные законом сроки, то что договор каско, что ОСАГО прекращает свое действие и становится недействительным», – объяснил генеральный директор ООО «Страховое агентство Бирюков и партнеры» Сергей Бирюков.